Недавние заявления высших руководителей России о том, что неплохо бы провести вторую волну приватизации, как выяснилось, базировались не на пустом месте. Во многих госпредприятиях, включая входящие в состав естественных монополий, уже готовились пакеты документов по грядущему выходу на рынок. И как только Владимир Путин на инвестиционном форуме с говорящим названием «Россия зовет» дал отмашку, в прессу буквально повалились утечки информации – одна сенсационнее другой.
Не успели обсудить возможную продажу частникам московского метрополитена имени главного борца с частным капиталом, как появились данные о том, что аэропорт Шереметьево уже включен в план приватизации на 2010 год.
По закону приватизировать стратегическое предприятие нельзя. Но правительство – хозяин своих списков: как утвердили перечень неприкасаемых, так и подредактируют его, если на горизонте замаячит реальный инвестор. А щедрый хозяин Шереметьеву просто необходим. Аэропорт устаревает на глазах – он уже уступил российское лидерство по пассажиропотоку частному Домодедову.
История приватизации Шереметьева уходит корнями в прошлое тысячелетие: еще в 1999 году Игорь Шувалов, ныне вице-премьер, предложил государству расстаться с проблемным активом. Эта идея не была похоронена с порога: после нескольких лет согласований дело дошло до выбора управляющей компании аэропорта. Победила «Альфа-групп», однако в права управления так и не вступила: как раз в 2004 году накачавшее нефтяные мускулы государство осознало себя самым сильным инвестором в стране и принялось скупать активы; на этом фоне уход знаменитого аэропорта в частные руки выглядел бы странно.
Однако сейчас ситуация изменилась кардинально. Конец кризиса не за горизонтом, люди снова начинают летать, а денег на строительство новой взлетно-посадочной полосы и терминала «Шереметьево-3» как не было, так и нет.
Мнения чиновников по поводу расставания с аэропортом различаются. Помощник министра транспорта С. Крыштановская считает, к примеру, что лучше бы приватизировать Шереметьево в 2011 году, когда в полную силу заработает третий терминал. Не исключено, что устами уважаемого специалиста говорит желание министерства не остаться в стороне от финансовых потоков: на доведение «Шереметьева-3» до ума требуются миллиарды государственных рублей. Если, конечно, они найдутся в дефицитном бюджете.>
Стоимость 100% акций международного аэропорта Шереметьево оценивается в €1–1,5 млрд. Впрочем, эксперты не верят, что государство расстанется с контрольным пакетом знакового предприятия. Да и найти инвестора, готового вложить заоблачные суммы, которые окупятся не раньше, чем через 10–15 лет, в нынешней ситуации затруднительно.
* * *
Проблема новой волны приватизации в том, что государство, очевидно, планирует продавать лишь небольшие пакеты акций, оставляя контроль над предприятиями у себя. В чем тогда привлекательность для инвесторов насквозь устаревшего «Мосгортранса», к примеру, совершенно непонятно. Как бы не начали власти впаривать бизнесу не нужные ему активы в добровольно-принудительном порядке. Деньги таким образом добыть можно, но экономическую эффективность – едва ли.
Смотрите также:
- Никита Кричевский: РФ без мозга? Или почему не растёт денежное дерево →
- Государство спасает от долгов прогоревших бизнесменов. А надо ли? →
- Путин готов продать «Газпром» частникам →