Преодолеть «семейно-финансовую лихорадку» можно только с помощью жёсткой экономии на всём, на чём только можно, - считают в Европе.
«Когда кризис только-только начался, наше Общество потребителей и пользователей разработало специальный кодекс экономии, который должен помочь людям выжить, - рассказывает мне Лоренсо Вердаско, коллега-журналист из Барселоны. - Сначала испанцы морщили носы (мы же с вами, русскими, очень похожи - такие же импульсивные, щедрые, не привыкшие считать деньги), а потом втянулись. Сейчас многие мои друзья даже соревнуются и отчётные встречи проводят - кто больше сэкономил за 3 месяца? Деньги можно сохранять даже с помощью самых простых действий, сейчас сама увидишь, пошли в ванную». В ванной своей барселонской квартиры Лоренcо с видом фокусника достаёт зубную щётку. Слегка смачивает её водой, выдавливает пасту - но воду в кране, пока чистит зубы, старательно выключает, проверяя пальцем сухость крана снизу: «Пойми, всё дело - в «мелочной» экономии. Зачем лить воду из крана, когда она мне не нужна во время чистки зубов? За месяц семья - мы с женой и двое детей - экономим ощутимо больше воды и платим за неё реально меньше!»
В культовом кодексе испанского Общества потребителей и пользователей ещё много удивительных для широкой русской души рекомендаций:
- при переключении телевизора не рекомендуют делать это пультом, нужно использовать ручной режим: сэкономите на батарейках для пульта;
- стиральную машину нужно загружать «под самую завязку», чтобы она не «ела» электричество впустую;
- хотите помыться - пользуйтесь исключительно душем, про ванну, «убивающую» десятки литров воды, во время кризиса нужно забыть;
- пользуйтесь микроволновками вместо стандартных духовок и скороварками вместо кастрюль: быстрое приготовление еды сберегает до 50% электроэнергии;
- предметы, которыми вы не намерены пользоваться ежедневно и всю жизнь, берите напрокат - детские кресла, коляски, газонокосилки и т. п.;
- отправляясь на глобальную закупку продуктов в супермаркет, ни в коем случае не берите с собой детей - они спровоцируют вас на массу ненужных дорогостоящих приобретений.
Экономную инициативу подхватили все соседи по Европе, приплюсовав туда некоторые собственные изобретения. В Германии добавили несколько «экономно-антикризисных» пунктов, касающихся работы в офисе. Во многих корпорациях сотрудников призывают (а иногда и принуждают) подниматься на свой этаж, пусть даже 20-й, пешком, сберегая расход электроэнергии лифтом. В Италии во многих городах установили автоматы по продаже мини-пиццы: чтобы граждане могли сэкономить, перекусив на улице, а не в ресторане.
Вроде бы мышиная возня, среднестатистический россиянин скептически усмехнётся: «Они ещё предложили бы в унитазе воду не спускать - тоже экономия». Однако, по самым скромным подсчётам, скрупулёзное выполнение «испанской программы антикризисной бережливости» помогает сэкономить до 5 тыс. евро, то есть около 230 тыс. руб., в год!
Смотрите также:
- Техника бизнес-общения. Как правильно задавать вопросы и каких ошибок избегать →
- «Дряблые ноги? Пошла отсюда!» Откровенное интервью модели о своей работе →
- Кризис - это возможность продвинуться. Даже в инвалидной коляске →