Вместе с Россией. Как белорусская экономика пережила 2020 год?

Ilin Sergey / Shutterstock.com

11 февраля в Минске начнёт работу VI Всебелорусское народное собрание — масштабный форум, на который съедутся почти 2,7 тыс. делегатов со всей страны. Повестка довольно обширная, участники собрания обсудят и текущую ситуацию в стране, и планы по ее развитию. Безусловно, будут затронуты и экономические перспективы республики.

   
   

В целом, несмотря на протесты и пандемию, Белоруссия смогла пережить кризисный 2020 год лучше многих других европейских стран. Удалось ей это как благодаря запасу прочности, созданному за годы экономического развития ранее, так и благодаря поддержке России.

Первые итоги года

Экономические итоги года вышли для Белоруссии крайне неоднозначными. С одной стороны, по данным Минфина, падение ВВП за первые 9 месяцев составило 1,3%, а внешний долг к концу 2020 г. вырос на 8,4%, до $18,6 млрд. Дефицит бюджета может составить по итогам года около $1,9 млрд.

Непросто пришлось и белорусскому рублю. С начала года курс доллара США к нему поднялся на местной бирже на 26%. В том числе на 9% — в кризисном августе, когда в стране начались массовые протесты из-за несогласия с объявленными результатами президентских выборов, согласно которым победу одержал Александр Лукашенко, переизбранный на шестой срок с результатом более 80% голосов.

С другой стороны, на фоне других европейских стран показатели Белоруссии вовсе не так уж и плохи. Да, ВВП упал. Однако в среднем по Европе падение составило 5%, в некоторых странах — более 9% (в Великобритании, например). В России падение ВВП составило 3,4%. Безработица по Белоруссии составляет всего 4%. Это второе место в Европе. Реальные доходы населения за первые восемь месяцев 2020 года даже выросли на 5,2%.

Почему удалось избежать сильного падения?

В жизни белорусской экономики огромную роль по-прежнему играют госпредприятия. На их долю приходится 43% всей занятости в стране и 70% промышленного производства. 

«В советские времена Белоруссия была сборочным цехом Союза: туда шло сырье, из которого производилась готовая продукция. Собственных ресурсов у страны почти нет, как и возможности извлекать природную ренту. Поэтому приходится зарабатывать своим трудом», — рассказывает бывший заместитель председателя Главного вычислительного центра Госплана СССР Виктор Сосков.

   
   

Правительство оказывало предприятиям большую поддержку во время начавшегося кризиса. Чтобы поддержать занятость и зарплаты в госсекторе, власти активизировали меры финансовой поддержки предприятий, включая реструктуризацию их долгов и так называемые директивные кредиты.

Большая часть белорусской продукции идет на экспорт. Основными торговыми партнерами Белоруссии являются страны ЕАЭС, прежде всего Россия, а учитывая, что торговля с ними просела всего на 5%, здесь Минску удалось избежать катастрофических потерь, рассказывает заведующая сектором Беларуси, Молдовы и Украины ИМЭМО РАН Елена Кузьмина. «С третьими странами торговля просела на 15%. С кем-то падение было больше, например с Германией, с кем-то — меньше, например, что интересно, с Литвой и Польшей, которые заняли жесткую позицию по отношению к Минску из-за акций протеста», — говорит эксперт. 

Дело в том, что основа экспорта Белоруссии на Запад — это нефтепродукты. Подавляющую часть российской нефти белорусы не используют для своих нужд, а перерабатывают и отправляют дальше в Европу. На Новополоцком и Мозырском заводах делают бензин, мазут, керосин. Всего на экспорт идет около 80% продукции предприятий.

Россия уже много лет в рамках Союзного государства предоставляет белорусам скидку на нефть размером примерно в четверть цены. Еще десять лет назад она была существеннее: треть от рыночной цены. Например, в 2019 году средняя цена нефти Urals составляла $63 за баррель. Белорусы покупали нефть по $50, а полякам и немцам продавали по $60. Эта разница дала возможность Минску заработать $1,5 млрд в 2019 году. В 2011-2014 гг. выручка и вовсе достигала $6-7 млрд (около 10% ВВП). 

«Резкое сокращение экспорта в западные страны произошло не из-за того, что белорусы стали поставлять меньше нефтепродуктов, — рассказывает Кузьмина, — а из-за того, что в 2020 году цены на нефть упали». Отсюда и значительная доля падения экспорта в цифровом выражении. Торговля с Китаем, одним из основных потребителей белорусского калия, сохранилась на прежнем уровне.

Откуда берутся деньги на поддержку белорусской экономики?

Тем не менее падение поставок сказалось на прибыли заводов, которые правительство должно было субсидировать. Были проблемы и с финансовой системой. На фоне падения белорусского рубля граждане ринулись забирать деньги из банков. Ударил по финансам страны и международный экономический кризис, возникший из-за пандемии. В этой ситуации стране нужны были деньги на поддержку финансового сектора и производства.

Однако кредиты Белоруссии получить не так-то просто, рассказывает директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда: «Западные кредиты ограничены санкциями, а китайские довольно „своеобразные“. В них часто прописывается требование, чтобы деньги тратились исключительно в китайских компаниях».

Поддержку оказала Россия. Она выделила Белоруссии большой кредит, а также предоставила отсрочки по выплатам других долгов, напоминает Елена Кузьмина: «Первый транш поступил в конце октября — начале ноября. Это способствовало стабилизации финансового сектора белорусской экономики».

Впрочем, Россия из-за этих кредитов тоже не в убытке, считает Рекеда: «Белоруссия — образцовый заемщик, все долги выплачивает вовремя». 

Каково влияние России на белорусскую экономику?

По разным экспертным оценкам, общие объемы экономической поддержки Белоруссии со стороны России могут достигать почти $200 млрд за 2009-2019 гг. «Поддержка бывает прямой, а бывает опосредованной, в том числе это экономия на льготной стоимости нефти и газа (по оценкам, за 10 лет она может достигать в общей сложности $70 млрд), льготные государственные кредиты (около $16 млрд), денежные переводы граждан и юридических лиц из России в Белоруссию», — рассказывает Сергей Рекеда.

Объем экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции с 2009 по 2019 г. составил $111 млрд. Конечно, такие показатели стали возможны во многом благодаря белорусским заводам, которые обеспечили такой объем производства для поставок на российский рынок. 

В итоге в период с 2009 по 2019 г. Белоруссия ежегодно получала благодаря сотрудничеству с Россией около $20 млрд. По приблизительным оценкам, это 32,8% среднего ВВП Республики Беларусь за указанный период (60,93 млрд). Это четыре годовых фонда оплаты труда бюджетников, или три годовых объема расходов на выплату пенсий, или семь годовых объемов расходов на дорожное строительство в Белоруссии. 

Впрочем, и российской экономике было бы неприятно остаться без белорусской продукции. Так что можно сказать, что обе части Союзного государства друг друга гармонично дополняют и выручают. А поддержка в кризисный период пандемии идет на пользу всем.