Сланцевый пузырь. Дешёвая нефть выталкивает с рынка производителей из США

Остающиеся низкими цены на нефть ставят под угрозу существование сланцевых проектов в США. Дело в том, что добыча сланцевого сырья в Америке рентабельна при более высокой стоимости «чёрного золота». Осложняет ситуацию и то, что производители сланцевой нефти сильно закредитованы и при дешёвом сырье испытывают трудности при расплате с кредиторами.

   
   

Падает всё

На рассвете сланцевой революции в США находилось более половины мировых буровых установок. Добыча сырья в Америке росла семимильными шагами: для сравнения, суточная добыча нефти в 2009 году составляла 5,51 млн баррелей, а в 2014-м — уже 9,12 млн баррелей в сутки.

Ситуация изменилась после того, как предложение на мировом рынке энергоресурсов превысило спрос, нефтяные котировки стремительно поползли вниз, а отказ ОПЕК сокращать квоты на добычу «чёрного золота» только усилил падение цен на сырьё. С декабря 2014 года по январь 2015 года количество буровых установок в США уменьшилось на 209 штук. Это был абсолютный максимум за всю историю наблюдений компанией Baker Hughes Inc. Если в январе в Штатах насчитывалось 1609 вышек, то к середине января их осталось 1366.

По последним данным, число американских буровых установок сократилось до 600. «Из-за низких цен уходят инвестиции, сокращается количество буровых установок в тех же США: если год назад их было 1600, то сейчас — около 600. То есть больше чем на 50% снизилось количество буровых установок», — говорил ранее министр энергетики России Александр Новак.

Понятно, что следом за снижением числа нефтедобывающих вышек в Штатах снижается и уровень добычи сланцевого сырья. Например, за неделю с 4 по 11 сентября добыча нефти на основной территории Америки (без учёта Гавайских островов и Аляски) сократилась на 35 тысяч баррелей в сутки. Добыча на одном из крупнейших месторождений США — Bakken — упала с 1,16 млн баррелей в сутки до 1,15 млн баррелей в сутки.

Согласно официальным прогнозам американских властей, в перспективе добыча сланцевой нефти продолжит снижаться. Так, в Управлении по энергетической информации Минэнерго США считают, что в октябре на месторождениях страны будет добыто на 80 тысяч баррелей в сутки меньше, чем в октябре. Максимальная ежедневная добыча в таком случае составит 5,206 баррелей. Падение добычи произойдёт на трёх крупных месторождениях — на техасском Eagle Ford (минус 62 тысячи баррелей, до 1,424 млн баррелей в сутки), колорадском Niobrara (минус 19 тысяч баррелей, до 1,182 млн баррелей в сутки) и всё том же Bakken (минус 21 тысяча баррелей, до 1,182 млн баррелей в сутки). Впрочем, Минэнерго даёт и позитивные прогнозы. В частности, ожидается, что в следующем месяце увеличится добыча сланцевой нефти на месторождении Permian — на 23 тысячи баррелей, до 2,02 тысячи баррелей в сутки. Но невооружённым глазом видно, что этот рост не компенсирует упадка на других месторождениях США.

ОПЕК против сланца

Существует мнение, что лидер ОПЕК, Саудовская Аравия, пролоббировала сохранение объёмов добычи сырья в странах-участницах картеля, чтобы вытеснить с него американских производителей и, таким образом, не потерять долю на глобальном рынке. Несмотря на многолетнюю дружбу с Вашингтоном, саудиты не могут себе позволить допустить присутствия сланцевых конкурентов из США. Саудовская Аравия, чей бюджет становится бездефицитным при цене барреля в 98 долларов, может себе позволить жизнь при дешёвой нефти: за время сверхвысоких цен на нефть стране удалось накопить внушительные резервы, плюс себестоимость добычи в Саудовской Аравии является самой низкой в мире — 4–5 доллара за баррель. Себестоимость добычи в РФ, по подсчётам Росстата, составляет 11 долларов.

   
   

В большинстве своём американские производители сланцевой нефти при текущих ценах на «чёрное золото» существовать не могут. Собственно, по этой причине в Америке массово сворачиваются нефтедобывающие установки. В среднем, рентабельность добычи на сланцевых месторождениях Штатов экспертами оценивается в 50–70 долларов за баррель.

«Для Америки комфортный уровень цен — 50–60 долларов за баррель, но это внутренняя цена. Для сланцевой нефти 50 долларов за баррель — это минимальная планка, при которой себестоимость её производства превышает цену при продаже», — рассказывает генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский.

Читайте также: Штаты взяли высоту. Россия уступила США мировое лидерство по добыче нефти >>

«Как минимум 50% производителей сланцевой нефти будут финансово несостоятельны, если сырьевые цены закрепятся ниже 45 долларов за баррель», — считает глава научно-исследовательского института Trend Research Джеральд Селент.

Разница в себестоимости добычи в Саудовской Аравии и в Америке объясняется тем, что традиционная добыча нефти предполагает крупные расходы на строительство, установку платформы, но при этом расходы на добычу сырья невысоки. С добычей сланцевой нефти всё иначе: начальные затраты небольшие, зато крупными являются текущие расходы. Динамика падения буровых установок наглядно это демонстрирует.

Как выяснили эксперты из исследовательской компании Wood Mackenzie, снижение нефтяных котировок более чем на 50% сделало нерентабельными проекты в добывающем секторе на сумму в 1,5 трлн долларов во всём мире. Это может привести к сокращению инвестиций в отрасли примерно на треть, предупреждают аналитики Wood Mackenzie.

Сегодня экономисты, финансисты, энергетики и политики не исключают, что цены на сырьё могут протестировать новые минимумы. Например, после выходы на рынок иранской нефти. Так, аналитики из американского инвестиционного банка Goldman Sachs полагают, что стоимость бочки «чёрного золота» в среднесрочной перспективе может опуститься до 20 долларов.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев чуть более оптимистичен — по его оценке, в течение ближайших пяти лет цены на нефть останутся на низком уровне, так что он призвал адаптироваться к стоимости в 30–40 долларов за баррель.

В условиях, когда предложение на глобальном рынке углеводородов превалирует над спросом так, как сейчас, цены на нефть останутся низкими. Поднять их могут массовые банкротства продавцов сырья, и будут ими в первую очередь производители высокорентабельной сланцевой нефти, что, учитывая текущую ситуацию с американским сланцем, с большой долей вероятности и произойдёт.

«Цены на нефть всегда подвержены цикличности. И даже если нефть опустится ниже 30 долларов за баррель, это не может длиться вечно. Энергоресурсы не могут стоить дёшево, потому что в разработку месторождений, строительство инфраструктуры по добыче вкладываются миллиарды долларов. Низкие цены на нефть, на газ делают инвестиции в энергетический сектор менее привлекательными, инвесторы неохотно вкладываются в те экономические отрасли, где продукция дешевеет. В какой-то момент в этих отраслях складывается дефицит. Таковы законы рынка.

Читайте также: Кто топит нефть? Почему цены на «чёрное золото» снова падают >>

И здесь, мне кажется, прослеживается стратегия всех стран-экспортёртов нефти, которые, вопреки низким ценам на нефть, не сокращают добычу, чтобы таким образом поднять цены. Они увеличивают объёмы добычи, и тот, кто не сможет выдержать эту конкуренцию, уйдёт с рынка. И я не исключаю, что после их ухода Россия и страны ОПЕК имеют все шансы увеличить своё присутствие на мировом рынке углеводородов», — рассуждает Владислав Гинько, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).