Российская авиация адаптировалась под западные санкции и «закрытое небо» Европы. Существенный рост авиаперевозок внутри страны свидетельствует о стабилизации ситуации в этой отрасли экономики, востребованности воздушных перевозок внутри страны и дальнейшем ее развитии. Так эксперты прокомментировали aif.ru итоги форума «Транспорт России», который посетил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Очередные рекорды
С последними достижениями и новейшими технологиями в сфере транспорта ознакомился премьер-министр РФ Михаил Мишустин на форуме-выставке «Транспорт России». Главе правительства презентовали авиационную сервисную платформу, которая обеспечивает обмен специализированными сообщениями. Отечественная разработка призвана заменить ушедшие с рынка американскую (ARINC) и швейцарскую (SITA) платформы.
Глава «Росавиации» Дмитрий Ядров доложил премьеру о новой взлетно-посадочной полосе, которая была введена в эксплуатацию в аэропорту Магнитогорска. Реконструкция ВПП протяженностью 3 250 метров была проведена за пять месяцев — очень короткий срок. Михаил Мишустин дал указание проработать привлечение частного бизнеса к строительству взлетно-посадочных полос в аэропортах.
«Я бы хотел остановиться на очень значимом проекте — строительство взлетно-посадочных полос. Для всей страны это очень важно. Надо дать возможность реализации государственно-частного партнерства для строительства полос — естественно, под полным контролем Росавиации и Минтранса. Давайте как можно быстрее придем к общему знаменателю. Надеюсь, что мы в ближайшее время рассмотрим механизм доступа для всех заинтересованных лиц», — сказал Михаил Мишустин.
Развитие транспортной инфраструктуры ведет к активному росту экономики, заявил премьер-министр в ходе пленарной сессии. По его словам, несмотря на санкции, отрасль динамично движется вперед, снабжает промышленность, бизнес и граждан всеми необходимыми товарами и услугами, а также обеспечивает стабильные поставки на экспорт продукции отечественных компаний. Одним из важных направлений работы Михаил Мишустин назвал укрепление связанности территорий и повышение мобильности населения.
«Усилению связанности поможет расширение воздушного сообщения. Гражданская авиация смогла преодолеть основные трудности, которые вызваны санкциями, и сейчас набирает обороты. Реализуются масштабные планы по возрождению отечественного авиапрома. Активно модернизируется аэродромная инфраструктура по всей стране. Десятки аэропортов получают современные взлётно-посадочные полосы, которые способны принимать любые типы воздушных судов, в том числе в Певеке, Магнитогорске, Якутске», — заявил глава правительства.
За девять месяцев 2023 года авиакомпании страны перевезли свыше 80 млн человек. Это выше прогноза, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 11,5%. Как отметил премьер-министр, поставлена задача довести пассажиропоток по итогам года до 103 миллионов человек. Рост произошел также по другим видам транспорта. Речной флот за январь-сентябрь перевез 9,5 млн человек, что почти на 20% больше, чем годом ранее. За этот же период пассажирские перевозки по железным дорогам выросли на 4% и достигли почти 900 миллионов.
За прошедшие пять лет в России ввели в эксплуатацию всего 8 взлетно-посадочных полос, а в этом году их количество уже достигло 12, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин. «Были поставлены очередные рекорды — одну полосу в Оренбурге за 100 дней разобрали и заново построили. Некоторые полосы за пять месяцев, а раньше все это годами строилось. Поэтому сегодня мы подвели итоги этой работы и обсудили задачи на будущее», — сказал он.
Двойная победа
Рост пассажирских авиаперевозок в РФ в 2023 году свидетельствует о том, что российская авиация адаптировалась под западные санкции и «закрытое небо» Европы, уверен директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов.
«Правительство смогло сохранить низкие цены на авиабилеты внутри страны, что повысило привлекательность внутреннего туризма, и на перелёты через такие транспортные хабы, как Турция и ОАЭ. Таким образом, россияне, привыкшие путешествовать, нашли возможность обойти европейские барьеры, сохранив при этом свой стиль жизни, а также изучить красоты нашей страны. Власти не только справились с брошенным коллективным Западом вызовом, но и сохранили львиную долю средств летающих россиян внутри страны, что можно считать двойной победой», — пояснил Антон Орлов.
«Рост авиаперевозок неразрывно связан с востребованностью внутренних туристических маршрутов и открытием новых туристических кластеров, которые заменили для россиян в прошлом популярные локации отдыха в западной Европе. Инвестиции со стороны государства и бизнеса в развитие гражданской авиации стали тем фактором, который позволил стабилизировать ситуацию, связанную с воздушным флотом, дать ему новые векторы развития, сделать самостоятельной в технологическом плане», — сказала Гульнара Ручкина.
По словам эксперта, увеличение воздушных перевозок дает стране возможность более интенсивно развивать эту отрасль, развивать туризм, повышать востребованность разработок отечественного оборудования и технологий, стать самостоятельным государством в плане производства отечественных воздушных судов для использования их внутри страны и выходе на международный рынок.
Ранее сообщалось, что российская гражданская авиация оказалась в числе наиболее пострадавших от международных санкций отраслей. Чтобы не остановилось пассажирское и грузовое авиасообщение, правительство ускоренными темпами приняло в июне 2022 года комплексную программу развития авиаотрасли, рассчитанную до 2030 года с объемом госфинансирования в размере 370,3 млрд руб.