Глава государства принял участие в закладке танкера типа «Афрамакси» и церемонии заливки первого куба бетона в основание самого крупного сухого дока в России.
Общенациональный проект
«У вас будет уникальное предприятие. Док сухой — 500 метров, — сообщил президент работникам верфи. — Такого вообще нет в стране! Да и в мире-то по пальцам пересчитать, где такие есть». Владимир Путин говорил и о том, что в будущем доке будут строить средние и крупные гражданские суда, каких прежде в России никогда не строили. Это он назвал крупным общенациональным проектом.
Действительно, ССК «Звезда» продолжает наращивать портфель заказов. На IV Восточном экономическом форуме Роснефть, СCК «Звезда», ВЭБ-Лизинг и Совкомфлот подписали соглашения по строительству двух танкеров типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн с последующим фрахтованием.
Теперь в портфеле заказов ССК на танкеры этого типа их стало 12. Это крупнейший за последнее время серийный заказ на российских верфях.
Сам сухой док, как подтвердил президент, крупнейший в стране, судоверфь планирует сдать в эксплуатацию на три года раньше, чем заявляла, — уже в 2020 году. Здесь можно будет строить суда практически всех типов и размеров. Так, в «ассортименте» у «Звезды» будут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн.
Док планируют использовать и для строительства крупнейшего арктического танкера-газовоза для работы на Северном морском пути в рамках проекта «Арктик СПГ», буровых судов высокого ледового класса, атомных ледоколов «Лидер», сложной морской техники, предназначенной для бурения на шельфе. К концу проекта мощность верфи по металлопереработке перевалит за 330 тыс. тонн в год.
Главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин рассказал о том, что было сделано по инвестиционному проекта ССК «Звезда» с сентября 2017 года до сегодняшнего дня. «Заключено 157 строительно-монтажных договоров на общую сумму 46 млрд рублей. На территорию судоверфи доставлен уникальный транспортно-передаточный док «Вымпел» грузоподъемностью 40 000 тонн и габаритными размерами 280 на 62 метра», — заявил он. В следующем году на судостроительный комплекс поставят и смонтируют еще один кран «Голиаф» рекордной для российских судоверфей грузоподъёмностью — 1200 тонн.
По словам Игоря Сечина, строительство новой верфи и перевооружение существующего завода происходит вместе с реализацией производственной программы. В будущем году уже построят первое головное судно на стапеле. Его спустят на воду, достроят, испытают, после чего сдадут заказчику.
Также главный исполнительный директор «Роснефти» рассказал о том, что компания подписала корпоративный договор о создании СП с компанией Самсунг. Документ касается строительства арктических танкеров-челноков.
С ноября 2017 года на верфи ССК «Звезда» начали локализировать производство судового оборудования: там строят завод по изготовлениювинто-рулевых колонок. По словам главы «Роснефти», производство должно начаться на нём уже во II квартале 2019 года. Проектом управляет совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric — ООО «Завод ВРК Сапфир». Проектные мощности завода позволят обеспечить винто-рулевыми колонками суда разных классов, в том числе газовозов, таких как «Кристоф де Маржери».
Так, шаг за шагом, в Большом Камне формируется мощный судостроительный кластер. Тяжёлое крупнотоннажное судостроение подтолкнетразвитие и смежных отраслей. По прогнозамнефтяной компании, за 20 лет ССК «Звезда» перечислит в бюджеты всех уровней больше 300млрд рублей.
Портфель, полный ледоколов
Судостроительный комплекс «Звезда» создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть». Она заключила с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Сегодня в портфеле заказов ССК «Звезда» 25 судов для «Роснефти». Это четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса, десять танкеров класса «Афрамакс», десять арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. тонн, а также арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. тонн.
Технологический партнер в реализации проекта по строительству «Афрамаксов» — южнокорейская Hyundai Heavy Industries Co. Ltd. Длина одного судна — 250 метров, ширина — 44 метра, осадка — 15 метров, дедвейт — 114 тыс. тонн, скорость — 14,6 узла.
Такие танкеры — суда нового типа, работающие на газомоторном топливе и соответствующие новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей, которые будут введены с 2020 года. Это позволит использовать танкеры в зонах новых экологических ограничений, например в морях, омывающих Европу.
Суда под флагом России спустят на воду в 2022 году.
Работа по-крупному
Производственная программа «Звезды» до 2035 года при загрузке на 80% — это 178 единиц судов и морской техники различных типов. В «ассортименте» будут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники, в том числе и той, которую до этого в стране не выпускали, — не было ни спусковых, ни соответствующих гидротехнических сооружений. Но сегодня их строят здесь же, на «Звезде». Принципиально новую линейку судов стало возможным производить и в России методом крупноблочного судостроения. Технология крупносекционнойсборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду сразу несколько судов и морской техники массой до 40 тыс. тонн.
Максимальная автоматизация всех процессов делает «Звезду» самым высокотехнологичным предприятием в российском судостроении. Здесь применяют высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, включая лазерные; технологии проверочных работ на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования и многое другое. Так, автоматизированная интеллектуальная система управления краном «Голиаф» учитывает влияние комплекса внешних факторов и требует всего одного оператора.
Опыт — сын партнёрства, а не ошибок
ССК работает не один, но впитывает опыт ведущих судостроительных корпораций мира. Так, в рамках IV Восточного экономического форума ССК «Звезда» и южнокорейская Samsung Heavy Industries Co. Ltd. подписали соглашение. Оно определяет условия создания совместного предприятия для организации эффективной системы управления проектами по строительству на ССК «Звезда» челночных танкеров дедвейтом от 42 до 120 тысяч тонн. Совместное предприятие будет учреждено до конца текущего года.
Компании обменяются опытом в области проектирования и строительства челночных танкеров. Samsung Heavy Industries предоставит ССК технические спецификации и документацию базового и детального проекта судов, поможет разработать рабочую конструкторскую документацию совместно с АО «ЦКБ «Лазурит». Она обеспечит инженерно-техническое сопровождение строительства челночных танкеров, обучит российский персонал и пригласит его к себе на практику.
Подготовка кадров — один из приоритетных для ССК «Звезда» вопросов. Специалисты судоверфи обязательно должны приобрести опыт на судостроительных предприятиях Южной Кореи и Китая. А в самом городе Большой Камень уже появился Центр профессиональной подготовки. В нем ежегодно будут проходить обучение около 300-400 человек. В Дальневосточном судостроительном колледже для сотрудников «Звезды» созданы курсы профессиональной подготовки по востребованным на верфи специальностям. Только в этом году здесь обучат более 200 человек.
Смотрите также:
- «Звезда» первой величины. Как нефтяники развивают судостроительный комплекс →
- Вокруг верфи «Звезда». Судостроительный кластер создается в Приморье →
- Промышленность поработает для шельфа →