Преференции для бизнеса. Как меняется подход к ГЧП в Арктике

Александр Воротников и Александр Крутиков. © / Фото: Николай Терещенко / АиФ

В Москве, на площадке Проектного офиса развитии Арктики (ПОРА), прошло заседание дискуссионного клуба по теме «Государственно-частное партнерство (ГЧП) в развитии Арктики». Специалисты оценивали перспективы и проблемы использования ГЧП на данной территории с учетом ее специфики, а также обсуждали варианты стратегии сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов и научных организаций в развитии ГЧП. Модератором прошедшего мероприятия стал координатор экспертного совета ПОРА, эксперт ПОРА по ГЧП Александр Воротников.

   
   

Активное участие в дискуссии принял заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, который обратил внимание на то, что страна имеет возможность разработки отдельной системы преференций для арктического бизнеса с учетом дальневосточного опыта. Указ президента РФ от 05.03.2020 N 164 «Основы государственной политики в Арктике и национальной безопасности до 2035 года» уже подписан, и там уже говорится о механизме ГЧП в АЗРФ. «Впервые в документе такого уровня в качестве одной из ключевых целей обозначены инновационные интересы России в Арктике. ГЧП — это механизм, который может помочь нам добиться достижения этой цели», — говорит А. Крутиков. Также был упомянут законопроект, направленный на поддержку развития предпринимательства и привлечение внебюджетных инвестиций в проекты, реализуемые в Арктике, который в настоящее время рассматривается Государственной думой. В нем уже предусмотрена отмена необходимости проведения конкурсных процедур для ГЧП-проектов. При этом замминистра также подчеркнул, что государство готово рассмотреть возможность разработки типовых проектов для строительства и развития инфраструктурных объектов. «Необходимо менять подходы к типовым решениям в Арктике, подумать об их многофункциональности, — сказал Крутиков. — При этом преференции должны быть применены точечно в тех узких местах, куда инвесторам наиболее сложно заходить».

При этом, по мнению замминистра, государство не должно разрабатывать и финансировать предпроектные стадии, это задача бизнеса. «А вот обучать — это задача государства», — сказал Александр Крутиков. Он предложил создать центр компетенций для арктических регионов, чтобы поддерживать их в том, что касается помощи и обучения, а инвесторов — в вопросе правильной подготовки подобных проектов. «Это, как мне кажется, реальные задачи, и мы можем это сделать в рамках одного из институтов развития. Мы над этим в ближайшее время подумаем и решение озвучим», — сказал замминистра. По его словам, самым правильным путём решения данного вопроса будет открытое обсуждение с инвесторами. «Надо собрать тех, кто уже инвестирует в подобные проекты в Арктической зоне, посмотреть, что у них получается, что не получается, где возникают проблемы. Что сдерживает частные инвестиции в Арктике? Первое — мало людей. ГЧП-проекты предполагают возврат частных инвестиций от оплаты услуг. Такие услуги, как правило, оплачивает население. Его [населения] мало, чтобы окупить такие инвестиции. Здесь могло бы государство подставить плечо и, например, частично стоимость этих услуг субсидировать. Так делается в целом ряде отраслей, — отметил Александр Крутиков. — Во-вторых, в целом строительство в Арктике дорогое за счёт стоимости стройматериалов и рабочей силы. Здесь тоже государство могло бы посмотреть, в какой части, например, компенсировать вот эту разницу между тем, сколько эти материалы или рабочая сила стоят в центральной части России, а сколько — в Арктике. Возможно, в этой части подставить плечо. Ещё раз: это надо обсуждать с инвесторами, чтобы мы добились результата, то есть притока частных инвестиций с минимальным вложением государственных средств».

Смотрите также: