Обесценивание «экономического козыря» Японии. Как развиваются Курилы

Как рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, ставка России на развитие Курил обесценивает «экономический козырь» Японии, заключающийся в содействии развитию этих территорий в надежде на смягчение позиции Москвы по территориальной проблеме.

   
   

Положительные изменения благодаря действиям России 

Японский военный аналитик Ю Коидзуми побывал на Южных Курилах и рассказал об изменениях, которые произошли с момента его последнего визита на острова в 2013 году. Одним из основных изменений он отметил улучшение инфраструктуры Кунашира, также обратил внимание на реконструкцию дорог, обновление зданий и повышение уровня зарплат местного населения. В итоге Коидзуми констатировал факт, что чем богаче становятся Южные Курилы, тем меньшую ценность представляет «экономический козырь» Японии.

«В словах Коидзуми следует обратить внимание на тот факт, что положительные изменения произошли не благодаря сотрудничеству с Японией, а благодаря действиям российской стороны. И это положительный момент, потому что как бы мы не говорили о совместном хозяйственном освоении, рывка в развитии экономики Курильских островов можно достигнуть только за счет собственных сил, средств и капиталов», — прокомментировал мнение японского специалиста Валерий Кистанов. Он считает, что чем интенсивнее России будет развивать Курильские острова, тем слабее будет становиться «японский козырь», заключающийся в содействии развитию этих территорий в надежде на смягчение позиции Москвы по территориальной проблеме и передачу их в той или иной форме Японии.

Эти изменения, по словам Кистанова, стали возможными благодаря целевым федеральным программам России, принятым еще несколько лет назад. Первая программа социально-экономического развития Курильских островов была проведена с 2007 по 2015 год.

Стратегические задачи программы заключались в создании благоприятных условий жизнедеятельности для населения, постоянно проживающего на островах, и повышении привлекательности этого региона как места жительства. Предполагалось также развитие рыбохозяйственного комплекса, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, которая позволила бы сформировать благоприятный инвестиционный климат и в итоге увеличить «вес» Курильских островов в экономике региона.

Все упирается в юридическую проблему 

«Другое дело, что денег на реализацию всех проектов не хватает. Что касается экономического сотрудничества с Японией, то я не думаю, что совместное сотрудничество здесь может стать каким-то трамплином для резкого экономического рывка островов. Да, сейчас наметились пять сфер экономического сотрудничества, среди которых туризм, аквакультура, сельское хозяйство, переработка мусора и альтернативная энергетика», — считает Кистанов.

Специалист отмечает, что масштабных проектов, способных придать мощный импульс развитию островов, здесь не просматривается. Проекты обсуждаются на уровне разговоров. В то же время очередная японская делегация, состоящая из деловых кругов и представителей госструктур, посетит острова уже в августе. Они будут знакомиться и предлагать к реализации какие-то проекты в рамках совместной хозяйственной деятельности. Прилетают на Курилы и делегации бывших жителей, но их визиты не имеет отношения к экономическому развитию островов.

   
   

«При этом крупный японский бизнес не заинтересован в проектах на островах и Абэ приходится практически уговаривать компании, чтобы они заходили в проекты. Японцев больше интересуют энергоресурсы — нефть, газ, уголь и цветные металлы. Алюминий занимает четвертое место по объему экспорта в Японию, но после санкций США Япония отказалась закупать его у нас. Если они откажутся от этих санкций, то будет прогресс в отношениях, а что касается пяти проектов на Курилах, то здесь все продолжает упираться в юридическую проблему», — отмечает эксперт.

Кистанов считает, что главная проблема в решении Курильского вопроса заключается в том, что японская позиция не демонстрирует никаких компромиссных вариантов. Позиция Токио остается прежней, предполагая передачу по их требованию четырех островов, более того, из года в год она ужесточается.

Как отмечали ранее эксперты, некоторые подвижки в решении Курильского вопроса наблюдались до начала нулевых годов, но все резко изменилось с приходом на пост премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми. 

«Мы не собираемся обсуждать законность принадлежности России этих островов, потому что Токио с этим согласилась еще при подписании декларации 1956 года. Японцы не намерены пересматривать свои, главный из которых, что острова должны быть возвращены Японии. Они предлагает все инициативы в контексте именно этого плана, и только впоследствии готовы заключить мирный договор. У России здесь другая позиция — сначала мы заключаем мирный договор, потом ведем разговор о территориях. Эти принципиальные расхождения не позволяют надеяться, что в обозримой перспективе территориальная проблема получит решение, а мирный договор будет подписан», — прокомментировал сложившуюся ситуацию Кистанов.

Смотрите также: