Нефтяная угроза. Что будет с рублём после снятия санкций с Ирана?

Иран прекращает ядерную программу, однако внешняя и внутренняя политика страны остаётся преж­­ней. Надпись на плакатах - «Долой США!». © / Георгий Зотов / АиФ

- Конечно, тут стоит порадоваться. В 1979 г. против нас ввели санкции, в 2011 г. добавили новые, куда более жёсткие, - говорит К­анани Могхадам, глава партии зелёных и экс-командующий корпусом Стражей исламской революции. - Зато теперь сам Запад торгуется, чтобы снять и те и другие. Мы не только выжили, когда нас пытались задушить, но и обо­шлись без Европы и США. Каков итог? Иранское правительство обещает не создавать атомную бомбу, свернёт программу по обогащению урана, а в обмен нам разрешат поставлять нефть на мировые рынки, однако внешняя и внутренняя политика Ирана, против которой изначально горячо выступал Запад, останется неизменной. Стоит признать, что большую роль в этом сыграла Россия, отстаивавшая нашу позицию в Женеве.      
   

Могхадам не скрывает своего удовлетворения по итогам переговоров: Иран фактически прогнул Запад, настоял на своём. Экономика Ирана, несомненно, расцветёт, но вот что теперь будет с нашей собственной экономикой? Ведь иранцы собираются увеличить продажи чёрного золота вдвое (до 1 млн баррелей в день), а также поставлять в Европу газ через Азербайджан. По идее, появление такого количества дешёвых иранских энерго­ресурсов на мировых рынках неизбежно приведёт к падению цен на нефть и, как следствие, к очередному ослаблению рубля. Неужели получается, что мы сами пилим сук, на котором сидим?

Танки вместо нефти

- Я бы так не сказал, - считает Саид Лейлаз, иранский экономист, один из руководителей автомобильного концерна «Ходро». - В первую очередь, санкции не снимут прямо завтра. Обсуждается либо январь 2016 г., либо вовсе 2018 г. У России достаточно времени подготовиться. Кроме того, есть предварительная договорённость: 300 тыс. баррелей в сутки (треть всей иранской нефти) будет поставляться на биржи Европы именно через российских трейдеров: вы заработаете большие деньги на процентах. Неспроста же президент Путин на пресс-конференции по итогам саммита ШОС сказал: российская экономика готова к скачкам цен, ибо при удешевлении чёрного золота объём его потребления будет расти. Да и отчего все зациклились именно на нефти? Ведь вместе с санкциями будет снято и оружейное эмбарго, и тут у Ирана огромный интерес. Мы заявляли, что готовы закупить ваши системы ПВО, истребители, танки, а это, извините, десятки миллиардов долларов.

Действительно, нефть в вопросе Ирана - ещё далеко не всё. Фактически мы ничего не продаём иранцам по причине западных санкций, а рынок государства с 80-миллионным населением огромен. Там охотно купят и российские пассажирские самолёты, и сельскохозяй­ственную технику, и даже автобусы. Санкции Запада против РФ - детский сад по сравнению с тем, за каким железным занавесом целых 35 лет находился Иран. И, вероятно, позиция России на переговорах в Женеве - логичное желание успеть первыми к раздаче, иначе в Тегеране первыми появятся европейские и американские компании.

А уж заработать там есть на чём. Сразу в нескольких городах Ирана собираются строить метро, обсуждают создание сети железных дорог, страна нуждается в десятках заводов по переработке нефти - построить их своими силами она не в состоянии. Ну и не станем забывать атомную энергетику: согласно условиям Запада Иран обязан сократить количество центрифуг (специальных машин для разделения изотопов) по обогащению урана втрое - с 18 тыс. до 6 тыс., однако продолжит развивать атомную энергетику. Российские специалисты уже построили одну атомную электростанцию в Бушере, и теперь Иран готов воздвигнуть три другие - тоже при помощи РФ. Стоимость лишь одного такого проекта оценивается в 10 млрд долларов.

Как обставить Запад

- Россия как раз понимает, что делает, - считает экс-представитель Ирана в ООН Дауд Гермидаш Баванд. - Это диверсификация, уход от нефтяной и газовой зависимости, попытка найти стабильный источник доходов в другом месте. Сейчас работать по полной мешают санкции, но, скорее всего, Россия с Ираном уже о чём-то конкретно договорилась - это и даёт ей уверенность на встречах в Женеве. Вероятно, самые жирные контракты сразу после снятия санкций с Ирана достанутся именно России. Само собой, нефть подешевеет. Но, во-первых, она и так уже дешевеет и не упадёт ниже определённой отметки. Во-вторых, продажи иранских энергоресурсов начнутся далеко не сразу - масса наших месторождений сейчас законсервированы, потребуется значительное время, чтобы нарастить добычу. Ну и есть одна чисто моральная вещь. Я не считаю, что санкции Запада против РФ продержатся больше 2-3 лет. На примере Ирана мы видим: серия особенно жёстких запретов просуществовала 4 года, после чего Европа и США сами предложили пойти на переговоры. Это достаточно хороший урок, чтобы русские сделали из него выводы.   

Итак, получается, всё хорошо? Пока вроде да, но и расслабляться всё же не стоит. От иранцев в обмен на помощь по­требуются определённые гарантии, что наши компании допустят на местный рынок самыми первыми. Также следует заранее проработать план, как удержать рубль в случае резкого падения цен на нефть. В остальном всё правильно. Недавно на биржах Китая произошёл обвал, недвижимость в крупных городах изрядно потеряла в цене, а это значит, что китайская экономика, основной локомотив потребления нефти и газа, будет замедляться. Нам нужно обязательно искать новые рынки сбыта своей продукции (разумеется, не только энергоресурсов). Вариант с Ираном - просто замечательная находка: пусть это цинично, но напряжённая ситуация на Ближнем Востоке принесёт нашим оружейным компаниям большой доход. В остальном же всё верно: к примеру Ирана следует присмотреться - как грамотно шантажировать Запад, чтобы заставить его снять санкции с максимальной для себя выгодой. Нам это точно может пригодиться.