На что есть спрос. Эксперты объяснили качество товаров из Китая

© / adventtr / istockphoto.com

Китайские бренды активно наращивают свое присутствие на российском рынке. К нам везут абсолютно всё: шины, вейпы, одежду, автомобили и другие позиции. Эксперты рассказали aif.ru, почему в Россию зачастую везут китайские товары низкого качества.

   
   

Китайская активность

За последние 20 лет товарооборот России и Китая вырос в 40 раз и в этом году уже совершенно точно превысит отметку в 200 млрд долларов, считает председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, президент-генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации Александр Борисов. «Конечно, уже сегодня китайские автомобили заняли половину нашего рынка, а смартфоны — две трети. Но ассортимент китайских экспортных товаров весьма широк: машины и оборудование, грузовой и пассажирский транспорт, пластмассы и химия, одежда и обувь, инструменты и оптика. Активность китайских производителей столь велика, что некоторые российские компании уже бьют тревогу и предлагают вводить заградительные ввозные пошлины», — рассказывает эксперт.

Нам только снится

В Россию, действительно, ввозят не самые качественные модели и бренды, но, по мнению экспертов, происходит это не потому, что китайский производитель дискриминирует российского потребителя, а потому что ретейлеры закупают более дешёвые модели для нашего рынка.

Китайские производители хорошо чувствуют российский рынок, считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. «Понимая низкую покупательную способность россиян, их стремление экономить, Китай чаще всего везет в Россию ширпотреб китайский, то есть самые дешевые, самые доступные товары, которые зачастую неремонтопригодны», — уверен специалист.

Низкая цена обуславливает высокий спрос — на многие категории цена на 60% ниже, чем на российском рынке. «Чтобы пользовались дорогими товарами — должны быть соответствующие доходы населения, а в России сейчас с этим проблемы. Поэтому и везут самое дешевое. Например, многие автомобили, которые сейчас активно продаются на российском рынке, в Китае потребители даже не знают», — рассказывает эксперт.

Однако китайские производители бывают разные, как и российские потребители, считает экономист Николай Кульбака. «Если много и дешево, то будет много брака и низкого качества. Если нужно качественно, то потребуется контроль и проверка, а цена будет сопоставима с европейской. Это известно уже с первых лет торговли с современным Китаем. В принципе, это хорошо видно на примере автомобилей. Как только российский (и не только) потребитель начал требовать более высокого качества, то и цена сразу начала расти», — поясняет собеседник.

   
   

Что есть в Китае, но нет в России

Стоит отдать должное китайским производителям, которые без устали генерируют коммерческие идеи, разработки и проекты. Многие из них успешно прижились на российском рынке. Однако есть целый пласт товаров, которые пока неизвестны российскому потребителю, отмечают аналитики. «Например, электрокар BYD, который производится уже больше, чем „Тесла“, в РФ его пока не везут», — рассказывает эксперт.

Кроме того, китайцы придумали устройство, позволяющее переводить рисунки и фотографии со смартфона на ногти, портативные стиральные машины для стирки обуви, моторизованные чашки для смешивания напитков и так далее.

Если не считать экзотических продуктов питания, то Китай специализируется на производстве массовой дешевой продукции на экспорт, дополняет экономист Николай Кульбака. «На самом деле, если говорить о производстве, то в Китае по заказу сделают все, что мы пожелаем. Если вам нужна какая-то конкретная продукция, отправляйтесь в КНР, находите там производителя, договаривайтесь и подписывайте контракт. Вам сделают практически всё. В Китае, правда, не производится самая современная техника. Здесь Китай отстает от Запада. Но ширпотреб производится практически весь», — рассказывает эксперт.

Дождаться качества

За последние 10 лет руководство КНР сделало все, чтобы повысить качество китайских товаров, отмечает Александр Борисов. «Причем не только на экспорт, но и для внутреннего рынка. Это привело, конечно, к росту цен на продукцию, но эта политика оказалась дальновидной, тем более что сейчас именно внутренний рынок компенсирует Китаю сокращение внешнего спроса. По мере все большего расширения ассортимента китайских товаров на российском рынке и сравнения их с другими аналогами по соотношению цена — качество российские потребители смогут дать им справедливую оценку», — говорит эксперт.

По большому счету, Китай завозит то, что пользуется спросом в России, говорит экономист Кульбака. «Точнее, то, что российские компании закупают в Китае. Если будет спрос на более качественную продукцию, то китайские компании ее будут поставлять, но стоить она будет уже существенно дороже. А для небогатого российского потребителя сейчас это неинтересно», — делает вывод эксперт.