Итоги двадцатилетки. Чего добилась Россия?

Было и стало

  • Валовый внутренний продукт (ВВП) вырос на 80%.
  • Государственный внешний долг снизился в 2 раза.
  • Международные резервы выросли в 42 раза до 549 млрд долл. (на 20 декабря 2019 г.).
  • Доходы федерального бюджета выросли с 17,6 раз до 19,97 трлн руб.
  • Годовая инфляция упала с 20,2% до 3,5% (с ноября 2018 по ноябрь 2019 г.).
  • Промышленное производство выросло на 60%.
  • Обрабатывающая промышленность выросла на 70%.
  • Экспорт агропромышленной продукции вырос в 19 раз до 25 млрд долл.
  • Экспорт зерна вырос в 40 раз и достиг 56 млн тонн.
  • Реальный размер заработных плат вырос в 3,5 раза.
  • Безработица упала в 2,3 раза до 4,6%.
  • Средняя продолжительность жизни выросла до 73 лет. В том числе у мужчин — с 59 до 68,5 лет, а у женщин — с 72 до 78,4 лет.

Что обеспечило развитие экономики?

Василий Колташов, директор Института нового общества:    
   

— В 2000 г. экономика России была олигархической: её направляли несколько финансистов-нуворишей, чей круг влияния был гораздо шире их реальных прав в качестве собственников. Они не столько были собственниками, сколько теневыми владельцами предприятий. Они знали о том, что временно контролируют подвластные сферы, поэтому грабили их и не инвестировали в них. Развитие экономки началось с упорядочивания русского капитализма, формирования его корпоративного ядра, которое пришло на смену олигархической ядру. Бессильная, развинченная и не лояльная центру бюрократия начала все больше работать как цельный механизм. Был взят курс на развитие различных отраслей отечественного производства и экспорта.

Все это случилось не поступательно, а в результате шоков кризисной эпохи 2008-2019 гг. Помогло отрезвление госрегуляторов рынков в России и недружелюбность Запада. Процесс не был автоматическим, исходящим от бизнеса. Он пошел под контролем высшей администрации. 

За 20 лет в России вырос массовый потребительский спрос, а бизнес пережил бум фирмообразрвания, давший множество рабочих мест. В сущности экономика в эту эпоху пережила несколько поворотов. Самый важный из них начался в 2014 г. Он предполагает рост государственного влияния на рынок, протекционизм и повышение статуса России в мировой экономике. Были запущены инфраструктурные проекты, каковые в нулевые годы ещё не были возможны. 

Ресурсы на все эти планы и устойчивость национального хозяйства были обеспечены ограничением приватизации, тогда как распродажа госактивов, за которую до сих пор выступают либералы, обессилела бы государство. А слабость государства в условиях новых форм международной конкуренции, основанных на поддержке бизнеса со стороны бюрократии и военных, лишила бы перспектив экономику России.

Проблем и задач у нашей страны по-прежнему очень много. Но очевидно одно: 20 лет назад российская экономика была периферией Запада, а сейчас движение идёт к ее превращению в экономику центра, в одного из евразийских лидеров, борющихся за более высокий статус в мире.

Что отличает обновленную промышленность?

Сергей Бодрунов, президент Вольного экономического общества России, генеральный директор Института нового индустриального развития им. Витте:

   
   

— За 20 лет произошли принципиальные изменения в идеологии и практике развития российской промышленности — от полной деиндустриализации к выдвижению задачи восстановления индустриального комплекса страны. Фактически мы приступили к реиндустриализации — причем на новой технологической основе, на базе современных и перспективных технологий. 

В полном соответствии с трендами очередной технологической революции в России сформирована новая структура индустрии. Чего стоит хотя бы создание крупных вертикально-интегрированных холдингов, технологических кластеров, инфраструктуры для промышленного малого бизнеса. В промышленности наметилась смена инновационной парадигмы с «догоняющей» на ту, которая ориентируется на создание новых технологий и существенный рост знаниеемкости продукции.

Смотрите также: