Постановление о временном ограничении экспорта автомобильного бензина и дизельного топлива вступает в силу 21 сентября. Норма введена «для стабилизации внутреннего рынка», сообщает пресс-служба правительства РФ. Исключения сделаны лишь для вывоза топлива с территории России в государства — члены ЕАЭС, для нефтепродуктов, перемещаемых между российскими регионами через территории иностранных государств и для вывозимых физлицами для личного пользования, и в некоторых иных случаях. Кроме того, действие запрета не распространяется на Абхазию и Южную Осетию, а также на российские организации, расположенные на территории Байконура и архипелага Шпицберген.
«Такой запрет на экспорт нефтепродуктов в первую очередь поможет ликвидировать локальный дефицит топлива, возникавший в Сибири и в южных регионах страны, — считает Сергей Пикин. — В течение 1-2 недель проблема нехватки бензина или дизеля на заправках будет решена».
Ограничение повлияет и на оптовые цены, уверен Сергей Пикин. «Биржевые котировки топлива под влиянием ожиданий правительственных решений снижались всю неделю, — напоминает эксперт. — Сегодня, после утверждения запрета на экспорт нефтепродуктов, котировки опять ушли вниз. В зависимости от вида топлива падение составило от 2,5 до 5%, и такая тенденция, скорее всего, продолжится и на следующей неделе».
Но на заправках бензин не подешевеет. «Розничные цены вряд ли начнут снижаться, — говорит специалист. — Весной прошлого года биржевые цены падали почти в 2 раза, но на АЗС стоимость топлива оставалась стабильной. И сейчас цены на заправках не отреагируют на снижение биржевых котировок. В лучшем случае литр бензина или дизеля подешевеет на несколько копеек, но точно не на рубли. В любом случае, цены уже не вернутся к уровням начала лета».
По итогам торгов на Санкт-Петербургской бирже 21 сентября цены на бензин АИ-92 упали на 5,72% до 61,89 тыс. руб. за 1 тонну, на бензин марки АИ-95 — на 3,97% до 66,55 тыс. руб. за 1 тонну, на дизельное топливо — на 2,15% до 71,87 тыс. руб. за 1 тонну.
В августе в некоторых регионах России отмечалось повышение стоимости и снижение доступности бензина и дизельного топлива. Об этом сообщали не только жители южных территорий, где в самом разгаре уборочная кампания, но и транспортно-логистические компании Сибири. Проблему нехватки дизельного топлива у российских аграриев еще в начале сентября предлагали решить запретом на экспорт нефтепродуктов. Дефицит топлива связывают с их нехваткой на мировом рынке. Эксперты считают, что к нему привела непродуманная «зеленая» повестка западных стран и политические причины.