Евгений Гонтмахер: Ещё 15–20 лет экономика США будет первой в мире

На фоне экономических неурядиц в Штатах, россиян больше всего волнует вопрос о том, как спасти свои сбережения. Стоит ли менять доллары на рубли? Потеряют ли США статус ведущей экономической державы? Об этом и многом другом в ходе онлайн-конференции на АиФ.ru рассказал заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.

   
   

В нескольких днях от дефолта

Елена Трегубова: Накануне завершились 16-дневные переговоры в американском Конгрессе. Был достигнут временный компромисс. Уже зимой республиканцам и демократам придётся снова сесть за стол переговоров. Как вы думаете, будет ли продолжаться эта «мыльная опера», или они быстро достигнут соглашения, и всё стабилизируется?

Евгений Гонтмахер: Когда началась эта «мыльная опера», многие мои коллеги и я были уверены, что до дефолта дело не дойдёт, потому что весь конфликт в американском Конгрессе был политическим. Я думаю, такие стычки будут проходить регулярно, возможно, каждые несколько месяцев, но они все будут заканчиваться, как сейчас это произошло, договорённостью, возможно, не очень приятной для каждой из сторон. Но в Соединённых Штатах и в мире все понимают, что это слишком большая цена — допустить дефолт именно американской финансовой системы.

– Экономические потери США от простоя госучреждений, по самым скромным оценкам, составили 24 млрд долларов. Так зачем же американским властям эти бюджетные войны, если им самим это невыгодно?

– 24 миллиарда долларов в масштабах американского бюджета и экономики — это ничто. На самом деле ущерб потенциально заключается в другом. К счастью, дефолт не состоялся. Почему «к счастью»? Потому что я говорю об интересах России. Для нас это был бы очень чувствительный удар. У нас, конечно, есть резервы, но эта волна — она, как цунами, прошла бы по всему миру, сильно поразила бы нашу банковскую систему и много чего другого. Так вот, ущерб был бы немного другой — это называется «репутация». Если такие ситуации будут регулярно повторяться, то у демократов не будет шансов на то, чтобы следующий президент был из их партии, у Обамы второй срок кончается, он не может быть больше президентом, и ему на смену придут республиканцы. Ущерб от самого ощущения, что Америка была в нескольких днях от такого дефолта, — намного больше. Это репутация, это инвестиционный климат и прочее.

Фото: АиФ / Алексей Богданов

– Долг растёт с каждой секундой, как вы думаете, что ждёт Америку?

– Если мы говорим про экономическое развитие, то Соединённые Штаты, судя по всему, самый тяжёлый период кризиса прошли, я говорю об этом очень осторожно, но последние данные, которые там публикуются, показывают, что ситуация стала немного исправляться. Я бы даже сказал, что американская экономика пошла на поправку.

   
   

Что касается финансовой системы, колоссального внешнего долга, который быстро нарастает, — это одно из средств поддержания американской экономики. Они там печатают зелёные бумажки, которые называются долларом и с удовольствием используются во всём мире, кстати, в том числе и в России.

Можно говорить о том, что это плохо, всякие эмоции по этому поводу есть, но это факт. Пока американцы являются крупнейшей экономикой мира (1/5 мировой экономики), бизнес и те, кто занимается деньгами, уверены в том, что американская экономика ещё много-много лет будет развиваться некатастрофично. Поэтому доверие к доллару, даже к этому, печатающемуся каждый день в большом количестве, всё равно есть.

Проблема десятилетий

– И всё же США могут потерять статус ведущей экономической державы? Если да, то когда это произойдёт и кто придёт им на смену?

– По прогнозам, которые, в частности, делал и мой институт, ещё лет 15–20 объём американской экономики, то есть производимый ВВП, будет первым в мире. Если говорить о конкурентах американской экономики, то это, прежде всего, Китай. Это очень динамично развивающаяся страна. Если в Китае не случится каких-то катаклизмов, каких-то сбоев, то через 15–20 лет объём китайской экономики будет близок к объёму американской экономики в целом, не на душу населения. Если говорить об объёмах ВВП на душу населения, то здесь Китаю до Соединённых Штатов ещё не одно десятилетие надо развиваться, чтобы достичь этого уровня.

Я думаю, что в долгосрочной перспективе вопрос о том, кто должен быть якорем мировой экономики, будет решаться. Возможно, это будут не Соединённые Штаты. Скорее всего, ситуация будет более сложная, когда таким якорем станут несколько центров экономического развития. И американцы в таком случае станут только одними из игроков, и им придётся считаться со всеми другими больше, чем сейчас. Но боюсь, что это проблема десятилетий.

Фото: АиФ / Алексей Богданов

– Если Америка уступит это место, будут какие-то серьёзные последствия для мировой экономики?

– Нет. Я надеюсь, что это будет постепенный процесс, что никаких катастроф, когда экономика падает в течение года на 40 %, не наступит нигде. Это процесс постепенный. Наверное, он будет сопровождаться созданием каких-то резервных валют, более сильных, чем сейчас. Хотя евро — это резервная валюта, часть наших золотовалютных запасов и в евро находится. Может быть, встретившись через 20 лет, мы вдруг увидим, что наравне с долларом люди вкладывают свои деньги не только в евро, но и в российский рубль, который вполне может быть резервной валютой для стран Восточной Европы, для стран бывшего Советского Союза. Если в Китае ситуация будет развиваться нормально, то и юань может стать резервной валютой. Это будет разнообразие и, видимо, некий баланс между разными центрами силы.

Доллар, евро и рубль

– Вероятность дефолта в США невелика, но всё же хотелось узнать, что будет, если он случится?

– Мировая экономика держится на таком факторе, как доверие. Последние годы лауреаты Нобелевской премии по экономике получают эту премию не только за то, что они сделали какую-то математическую модель, они исследуют поведение людей. Один из претендентов на эту премию исследовал, что происходит, когда начинается паника и люди бегут в банки снимать деньги. Кстати, у нас в России такое бывало неоднократно. И некоторые наши банки из-за этого чуть не обанкротились, притом что экономическая ситуация в стране была нормальная. Если дефолт действительно станет реальностью, то начнётся паника во многих странах. Даже не в Соединённых Штатах, а в тех странах, которые завязаны на американскую валюту, на какие-то экономические проекты. Поэтому, что будет, если всё-таки дефолт произойдёт, я не знаю. Но поведение толпы может сработать не в лучшую сторону.

– Какая судьба ожидает доллар, стоит ли избавляться от долларовых накоплений?

– Колебания доллара возможны, но очень незначительные. Мы видим даже на российском рынке, как это происходит. С моей точки зрения, это принципиально важно для правительств, финансовых органов всех крупнейших стран, в том числе России, чтобы доллар не падал ни в какую сторону: ни вверх, ни вниз. Равно так же, как и рубль. Поэтому никаких катаклизмов в ближайшие годы с долларом не случится.

На вопрос, что делать с накоплениями, куда вкладывать деньги, есть классический рецепт на все времена, который наиболее эффективен: вкладывать надо в разную валюту. Если у вас есть приличная сумма денег, вы хотите эти деньги хранить долго (10–20 лет), то имеет смысл разделить их между долларом, евро, рублём.

Смотрите также: