Исключение для своих. Сможет ли РФ ослабить эмбарго для Греции и Венгрии

Минэкономразвития выступает за смягчение продуктового эмбарго в отношении во многом настроенных пророссийски Венгрии и Греции. Об этом сообщил глава МЭР Алексей Улюкаев.

   
   

«Я лично и наше министерство за то, чтобы исключать определённые товарные позиции. Это прозрачная, ясная схема. Её можно сделать быстро и эффективно. Но это решение будет приниматься на политическом уровне», — приводит слова министра ТАСС.

Санкции не для всех

Продуктовое эмбарго было введено Россией в августе прошлого года в ответ на санкции Запада. Годовой запрет касается импорта товаров из США, Канады, Норвегии, Австралии и ЕС, членами которого являются Греция и Венгрия. Последние две страны всё чаще выражают симпатии в отношении РФ.  
Пророссийская позиция особенно свойственна Афинам: после того, как победу на досрочных парламентских выборах одержали социалисты во главе с Алексисом Ципрасом, греки всё чаще выступают против антироссийских санкций, называя их «путём в никуда». Новоявленный премьер-министр Греции в начале апреля посетил Москву, где встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. Одной из тем разговора стало введённое Москвой продуктовое эмбарго, из-за которого переживающая не лучшие времена греческая экономика несёт серьёзные убытки.

В 2014 году Греция экспортировала в нашу страну 90,6 тысяч тонн продукции (категории «Съедобные фрукты и орехи») на сумму 150 млн долларов. Годом ранее показатель составлял 126 тысяч тонн на сумму 210 млн долларов, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС).

В начале марта Афины обратились в Россельхознадзор с просьбой ослабить ограничения для ряда греческих товаров. В своём письме Греция просила вывести из-под эмбарго такие продукты, как клубника, персики, киви, рыба и морепродукты.

А с 20 апреля Россельхознадзор начал проверки греческих сельскохозяйственных предприятий, чтобы в случае отмены «аккуратных санкций» ускорить поставки продукции из этой страны. Аналогичные инспекции ведомство планировало провести в Венгрии и на Кипре.

ВТО помешает?

Подняв вопрос возможного смягчения продуктового эмбарго, Алексей Улюкаев пообещал, что Москва будет искать не противоречащие нормам ВТО способы вернуть на российский рынок продукты из Греции и Венгрии.

   
   

По словам министра, ослабление ограничений не будет «страновым», оно будет касаться отдельных продуктовых линий. «У нас постановлением правительства определён набор кодов, мы можем исключить определённые линии, которые как раз наиболее интересны для Греции и Венгрии», — отметил глава МЭР.

Под определёнными линиями, интересными для Греции и Венгрии, подразумеваются персики, мандарины, нектарины, вишня, клубника.

Всего у Минэкономразвития есть три плана по выведению греческих и венгерских продуктов из-под действующих ограничений. Один из них — как раз исключение по видам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Оно распространяется на все страны и не нарушает нормы Всемирной торговой организации.

«Если вы исключаете определённые виды продуктовой линии — коды ВЭД, то никакого конфликта нет — это же распространяется на всех», — объяснил Улюкаев.

Два других сценария ослабления санкций таковы: для ряда стран или через создание совместных предприятий по переработке сырья на территории России.

В свою очередь доцент Дипломатической академии МИД Владислав Мулюн отмечает, что санкции Запада в отношении РФ сами по себе не соответствуют нормам ВТО, хотя они и прикрыты исключениями из общего режима в рамках Всемирной торговой организации.

«Что представляют собой санкции по своей юридической природе и контрсанкции как ответные меры? Санкции являются мерами, применяемыми в ответ на нарушение международного права… Антироссийские санкции по сути не соответствуют требованиям ВТО, хотя они прикрыты исключениями из общего режима в рамках ВТО. 

С одной стороны, действительно, соглашения ВТО предусматривают возможность ввода торговых ограничений, которые государство считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности, и это понимается как очень широкая возможность. С другой стороны, эта возможность (вводить торговые ограничения) не безгранична. Практика разрешения споров в рамках ВТО говорит о том, что "необходимость" необходимо доказать. Проще говоря, должна быть связь между действиями России и угрозой национальной безопасности», — говорит Мулюн.

Очевидно, что сейчас РФ не представляет угрозы ни для Европы, ни для США, ни для других стран, поддержавших антироссийские санкции.

Что это значит? То, что, введя санкции в отношении РФ, западные страны нарушили международное право. «Их акты, являясь недружественными, уже в свою очередь создают угрозу национальной безопасности России. В связи с этим Российская Федерация ввела продуктовые ограничения, как раз опираясь на вышеуказанные исключения из-под режима ВТО», — подчёркивает он.

По словам Мулюна, у Москвы достаточно широка свобода усмотрения. Если наша страна считает, что отдельные страны (в данном случае Греция и Венгрия) не угрожают её национальной безопасности, то эмбарго может быть снято.

«При этом здесь не действуют принципы недискриминации (которые обычно применяются в ВТО), поскольку исключения по мотивам национальной безопасности представляют собой исключения из всех положений ВТО, включая и положения о недопустимости дискриминации», — констатирует Мулюн.