Труба — это дело! Газ пойдёт от верховья Волги до Чёрного моря

Фото: Евгений Стецко

Разве не фантастика?!

Газ, газ, газ - это слово вертелось на языке и, казалось, даже согревало в автобусе по пути на компрессорную станцию (КС) «Кубанская». Уже сдана, уже в строю, подаёт газ, что греет людей, становится топливом и сырьём для предприятий. Она - часть российской системы газопроводов «Южный коридор», которая по завершении строительства получится весьма масштабной: более 2,5 тыс. км газопровода и 10 новых компрессорных станций. К Черноморскому побережью трубы тянутся через восемь регионов страны - по западному и восточному маршрутам. Их прокладывают и по равнине, и по горам, и даже под реками.  

   
   

Справка
Общая протяжённость трассы «Южного коридора» составит 2506,2 км. 880,6 км из них - западный марш­рут, включая перемычку КС «Кубанская» - КС «Коренов­ская», а 1625,6 км - восточный маршрут. Ввод в строй газо­провода позволит направить в регионы центральной и южной частей страны дополнительные объёмы природного газа для развития промышленно­сти, коммунального хозяйст­ва, увеличения темпов газификации, а также обеспечит бесперебойную подачу газа в будущие международные сети.
Мощности «Кубанской» и её «сестёр» нужны для повышения надёжности в газоснабжении центра и юга европейской части нашей страны. Газ необходим как промышленности, так и коммунальному хозяйству, очень ждут его и в домах.

Корпуса станции, которую строила Группа компаний «Стройгазмонтаж», генподрядчик ОАО «Газпром», в степной пейзаж вписались основательно и солидно. Туманная мгла, накрывшая собою всё пространство, придаёт ощущение некой фантастичности. Хотя сама по себе картина, когда посреди поля стоят агрегаты сродни космическим, - разве не фантастика?! Суммарная мощность станции - 48 МВт. Здесь установлены четыре газоперекачивающих агрегата производительностью 12 МВт каждый. ­

О том, что станция трудится, легко понять по непрерывному глухому гулу. Говорить приходится на полтона громче. Хотя Виталий Тищенко, начальник Березан­ского линейного производственного управления магистральных газопроводов, помнит времена, когда к работе без беруш просто не допускали. «Вот тогда, - говорит, - турбины дейст­вительно ревели! За пару недель можно было и оглохнуть. А это разве шум?!»

Он принял станцию в своё хозяйство немногим более года назад. «Недавно здесь трава росла по пояс», - вспоминает он и рассказывает, как обстоит дело сейчас: «Электричество вырабатываем сами, газопорш­невые электростанции - вот они. Работают на нашем же газе, который отправляем дальше, в том числе на потребление Сочи, Лазаревского, Джубги. Вода своя - две скважины. Станция утилизации отходов производства здесь же. Полная автономия!»

За забором возвышается узел подключения - место соединения станции с линейной частью газопровода - перемычкой между двумя КС. Отсюда газ направляется к «передовой линии» «Южного коридора» - компрессорной станции «Кореновская». Это та точка, в которой маршруты западного и восточного направлений соединяются.

С чего начинают стройку?

Первое, что отмечаешь в точке слияния, - ошеломляющая величина строительной площадки. На запад посмотреть - уже знакомые по архитектуре очертания объектов будущей КС. На восток - огромные пирамиды грунта.

   
   

Строительство этой станции тоже ведёт Группа «Стройгазмонтаж» (СГМ). Работы первой очереди начались в 2012-м и на 75% уже завершены, вторая очередь строительства, по плану, закончится в 2016 г. Самосвалы и экскаваторы здесь не ползают с привычной в городских условиях медлительностью - формируя «куличи», они буквально летают. Выемка грунта - важный цикл работ, свидетельствующий о скорой смычке.

«На Кубани земля плодородная, - поясняет Глеб Иванов, замначальника территориально-производственного управления по наземному строительству СГМ в Краснодаре. - Чтобы проложить коммуникации, нужно снять 250 тыс. кубов - часть грунта отправим на благоустройство окрестных поселений. А другая часть после рекультивации вернётся сюда же».

В строительстве участвуют 400 человек - из Московской области, Сибири, Карачаево-Черкесии, Чечни. Вахтовая смена длится 40-45 дней. Рабочий день ненормированный. Взамен - отличная зарплата и… бытовой комфорт. В чистом-то поле? Да, именно так.

«Строительство начинается с чего? - Иванов показывает условия быта работников. - С обустройства строительного штаба и вахтового городка. Здесь есть столовая, общежитие, банно-прачечный комплекс, медпункт... Штаб необходим для работы шеф-персонала. Это представители контролирующих организаций, технадзора, проектировщиков, партнёров, специализирующихся на изготовлении, поставке и монтаже используемого оборудования».

Оборудование, кстати, на 99% отечественное, хотя, по словам специалистов компании, ещё не так давно его покупали в основном «у заграницы». Раньше компрессоры были импортными, теперь - пермского завода «Рустурбомаш». Турбины - питерского «РЭП Холдинга». Вплоть до затворных кранов всё производится в России.

Производители оборудования Группы СГМ тоже участвуют в проекте «Южный коридор». «Волгограднефтемаш», к примеру, изготовил адсорберы - уникальные аппараты весом более 180 т каждый - для КС «Казачья», где уже идёт их монтаж.

К земле - с уважением

Мы стоим на площадке, выложенной тротуарной плиткой. В сгущающихся сумерках видны белоснежные «времянки» из сайдинг-панелей. Никакой грязи и кривобоких вагончиков многоразового назначения. Проблема временного размещения решена культурно. Закончили объект - городок разобрали, землю рекультивировали. Земля уважения требует. Строители это знают и проявляют его.

При прокладке западного маршрута «Южного коридора» из земли вынули более 150 артиллерийских снарядов, миномётных мин и ручных гранат. Жестокие бои, которые шли здесь более 70 лет назад, дают знать о себе по сей день. А потому, прежде чем приезжают строители, каждую площадку исследуют сапёры. Случается, находят в земле и исторические артефакты - тогда работа консервируется до той поры, как археологи исследуют находки и дадут разрешение на возобновление строительства.

Жёсткие графики

Графики строительства достаточно жёсткие, но соблюдаются точно - и здесь, и на прокладке трубы (700 км газопровода по территории Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края), и южнее, на КС «Русская» под Анапой - конечной точке «Южного коридора». Сейчас там идёт монтаж установки подачи газа для заполнения.

Это будет самая мощная компрессорная станция в мире. На ней установят 14 (!) газоперекачивающих агрегатов по 32 МВт каждый. Общая проектная мощность составит 448 МВт. Введут в строй её к 2017 г. А все предшествующие объекты «коридора» заработают уже в 2015-2016 гг.

«Сроки, которые намечены, не менялись и меняться не будут, - говорит Сергей Шабля, замгенерального директора ООО «Газпром Трансгаз Краснодар».  - Все объекты введём в эксплуатацию, независимо от изменений в планах зарубежных партнёров».

От зарубежных партнёров зависит только одно - куда дальше от КС «Русская» пойдёт газ. Но совершенно не зависит судьба «коридора». Для Воронежской, Ростовской, Нижегородской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской областей, Краснодарского края и Мордовии труба не только доставит газ туда, где его долго ждали, но и принесёт миллиарды рублей, которые вольются в местную экономику.

Смотрите также: