На грани энергетического коллапса. Сможет ли Украина пережить зиму?

С сегодняшнего дня Украина начнёт отбор российского газа. Об этом накануне сообщил глава Минэнерго республики Владимир Демчишин. «В пятницу сумма за 1 млрд кубометров была проплачена. Начиная с понедельника мы начнём отбор», — заявил Демчишин в эфире телеканала «1+1».

   
   

Позже «Газпром» подтвердил получение от «Нафтогаза» аванса в 378 млн долларов. «Деньги на нашем расчётном счёте. Ждём заявку с объёмами от НАКа», — сообщил РИА Новости официальный представитель российской газовой монополии Сергей Куприянов.

Газ

Получение Россией от Украины долгожданной предоплаты за газ, с одной стороны, может показаться решением накопившихся энергетических проблем республики, которые могли бы отразиться на стабильности транзита энергоресурсов в Евросоюз. Однако надо понимать, что одного млрд кубометров газа, оплаченного Киевом, недостаточно для обеспечения энергобезопасности Украины. Дело в том, что для полноценного прохождения зимнего периода и бесперебойных поставок топлива в ЕС Украина должна была до конца года закупить газ в объёме, в разы превышающем тот, за который «Нафтогаз» заплатил «Газпрому». По подсчётам экспертов, это как минимум 5 млрд кубометров газа плюс 1–2 млрд кубометров в начале 2015 года. Вероятно, Киев и хотел бы импортировать больше российских энергоресурсов, но не может этого сделать физически, поскольку платит за газ золотовалютными резервами, а их размер (10 млрд долларов) оставляет желать лучшего.

Понятно, что ЕС является серьезным ограничителем всяких нехороших вещей, которые могла бы делать Украина, но, тем не менее, когда совсем будет жарко с точки зрения дефицита энергоресурсов, они на это пойдут.

«Сейчас всё упирается в платежеспособность Украины, она, может, и хотела бы вместо 1 млрд купить 3 млрд кубов, но у неё нет на это денег. Поэтому на Украине понизили нагрев теплоносителя, уменьшили потребление электроэнергии, именно для того, чтобы просто не разбалансировать энергосистему и не заморозить жителей. Именно этот объём они и покупают, потому что покупают они исключительно на золотовалютные резервы, которых осталось у Украины всего 10 млрд долларов, что для такой большой страны крайне недостаточно», — рассказал АиФ.ru генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский.

В связи с острой нехваткой денег и внушительными энергетическими сложностями на Украине Киев может пойти на отбор топлива, предназначенного для европейских потребителей, не исключает эксперт. «Понятно, что ЕС является серьёзным ограничителем всяких нехороших вещей, которые могла бы делать Украина, но, тем не менее, когда совсем будет жарко с точки зрения дефицита энергоресурсов, они на это пойдут», — полагает Листовский.

По мнению старшего эксперта Фонда Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, увеличить объёмы закупки российского газа Киев сможет только в первом квартале следующего года, когда Украина получит третий транш кредита от Международного валютного фонда (МВФ). «Пока же ситуация остаётся неопределённой. Это лучше, чем ничего, но пока не решает полностью проблему энергобезопасности Украины и снабжения европейских потребителей», — подчёркивает Агибалов.

Поставки в Европу должны идти в полном объёме, в этом заинтересована Украина сейчас как никогда, потому что с одной стороны, властям необходима поддержка ЕС в плоскости разногласий с Россией, а с другой стороны, после заявления Миллера о снижении в ближайшей перспективе роли Украины как страны-транзитера в связи со строительством трубопровода в Турцию, Украине необходимо поддерживать имидж надежного канала поставок в Европу.

Между тем председатель комитета по ТЭК Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Тарабарин видит в том, что украинские власти закупают газ небольшими партиями, рациональный подход. «Чтобы не отвлекать очень крупные средства на покупку газа, выделяется сумма на покупку объёма, достаточного на месяц – два, а потом, по мере истощения запасов, будет закупаться следующая партия. При этом поставки в Европу должны идти в полном объёме, в этом заинтересована Украина сейчас как никогда, потому что, с одной стороны, властям необходима поддержка ЕС в плоскости разногласий с Россией, а с другой стороны, после заявления Миллера о снижении в ближайшей перспективе роли Украины как страны-транзитера в связи со строительством трубопровода в Турцию, Украине необходимо поддерживать имидж надёжного канала поставок в Европу», — пояснил Тарабарин АиФ.ru.

   
   

Электроэнергия

Вместе со скорым началом поставок российского газа Украина может получать и российскую электроэнергию — соответствующее решение, носящее, правда, временный характер, принял украинский кабмин. По словам Демчишина, правительство согласилось покупать электроэнергию у РФ, чтобы не допустить веерных отключений.

Тот факт, что Киев признал необходимость покупки российской электроэнергии, лишний раз демонстрирует, насколько катастрофичной является ситуация в энергобезопасности Украины, говорит Андрей Листовский.

«Я всю жизнь занимаюсь электроэнергией и в первый раз наблюдаю такую ситуацию, когда на станциях угля остаётся на считанные дни. У них катастрофическая ситуация с углём. Единственное, что на Украине более-менее стабильно работает, — это атомные блоки, но атомные блоки могут закрывать только базовое потребление, без пиков. Пики они вынуждены закупать у нас», — указывает Листовский.

Украинское правительство согласилось импортировать электроэнергию из РФ, однако умолчало, каким образом Киев будет за неё расплачиваться, а ведь покупка электроэнергии обойдётся в три раза дороже газа, потому что электроэнергия — это готовый продукт, а газ — это всего лишь сырьё.

«Учитывая опыт накопившихся долгов за газ, власти Украины должны понимать, что Россия может перевести на предоплату и поставки электроэнергии в случае системного непоступления платежей своевременно. Всё это вселяет надежду, что власти Украины осознают, что со своим ближайшим соседом – Россией необходимо выстраивать добрососедские, доверительные деловые отношения», — рассуждает Тарабарин.

Уголь

Невозможность Киева удовлетворить внутренние потребности в электроэнергии связана с острым дефицитом угля. Традиционно около половины производства электроэнергии республики обеспечивал собственный уголь. Но в этом году ситуация кардинально изменилась — крупнейшие шахты расположены в Донецкой и Луганской областях, и из-за конфликта в Донбассе Киев остался без угля.

На прошлой неделе тревогу начала бить государственная компания «Укрэнерго». По её оценке, запасов угля на ряде теплоэлектростанций страны хватит всего на четыре дня работы.

«Запасы угля на складах ТЭС составляют 1,346 млн тонн. За первые сутки декабря со складов выработано 30,8 тыс. тонн угля. Особенно напряжённое состояние топливного обеспечения сложилось на Змиевской (Харьковская область), Углегорской (Донецкая область), Луганской, Приднепровской (Днепропетровская область), Криворожской (Днепропетровская область) ТЭС, где запасы угля обеспечат работу до четырёх суток», — цитирует сообщение «Укрэнерго» РИА Новости.

Надо сказать, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк неоднократно делал популистские заявления, что Киев в скором времени перестанет зависеть от российских энергоресурсов. Однако обещания Яценюка сбываться не спешат, скорее наоборот — помимо газа и электроэнергии, Украина может начать импортировать из России и уголь.

Ранее Киев договорился о поставке 3 млн тонн угля из ЮАР. Однако с африканским топливом у Незалежной не срослось — Украина успела получить только первую партию угля, после чего прозрачностью сделки заинтересовалась Генпрокуратура и завела дело на основе подозрений в растрате госимущества. Фигурантом дела стал экс-министр энергетики Юрий Продан.

Согласно договорённостям, ежемесячно Киев должен был получать 250 тысяч тонн угля из Африки по цене 86 долларов за тонну. Однако с учётом логистики реальная стоимость угля составляла 110–120 долларов за тонну. После проверки угольной сделки Генпрокуратурой Украины британский трейдер Steel Mont отказался продавать Киеву южноафриканский уголь.

Сейчас Киев импортирует уголь из Польши, но этих объёмов недостаточно для стабилизации ситуации, что подтвердил польский посол на Украине Генрик Литвин. Всё дело в том, что Польша добывает уголь, не подходящий для работы на украинских электростанциях.

«Каждый угольный блок рассчитан на свой вид топлива, и польский вид топлива по параметрам отличается от донецкого. Сжигать можно, но КПД падает и оборудование ломается», — поясняет Листовский.

«Поскольку все угли немного разные, то часто замещение этого топлива на электростанциях невозможно по техническим параметрам. Условно говоря, там выброс летучих веществ отличается и работа котла может быть нестабильной. Существуют близкие группы, где замещение возможно. В Польше добывают много бурых углей, они с существенно худшими параметрами, и замещение каменного угля ими практически невозможно. <…> В советское время все электростанции проектировались под уголь определённых сортов, и переключение на другие невозможно. И когда речь шла о том, что Украина будет импортировать уголь из ЮАР, то говорили об определённых сортах антрацитной группы, потому что на определённые тепловые станции нужны определённые угли. Их был дефицит. Не вообще угля, а определённых марок. <…>

Получается, только РФ и Донбасс могут обеспечить Украину необходимым углём по адекватной цене, поскольку здесь логистика менее затратная», — констатирует Агибалов.