Клин клином. Компенсирует ли слабый рубль потери бюджета от дешёвой нефти

Стоимость «чёрного золота» продолжает обновлять исторические минимумы — ноябрьские фьючерсы на нефть марки Brent на бирже ICE (Лондон) обновили четырёхлетний антирекорд, подешевев до 85,04 доллара за баррель. Американская лёгкая нефть марки WTI также упала в цене до 81,84 доллара за баррель, что является максимальным падением с июня 2012 года, пишет The Wall Street Journal.

   
   

На фоне стремительного удешевления «чёрного золота» обновляет антирекорды и российская валюта — на сегодняшних валютных торгах впервые в истории доллар преодолел отметку в 41 рубль.

«Энергоносители припали»

С июня стоимость нефти марки Brent опустилась более чем на 20 %, подсчитали в Международном энергетическом агентстве (МЭА). Именно по котировкам Brent и рассчитывается стоимость российской марки Urals.

Накануне президент Владимир Путин не исключил сокращения бюджетных расходов в связи с падением цен на нефть.

«Вы знаете, что сейчас и энергоносители припали, и некоторые наши другие традиционные товары. Поэтому как бы не пришлось нам, наоборот, пересматривать бюджет в сторону сокращения расходов», — цитирует Путина ТАСС.

Впрочем, вскоре президент поправился, назвав бюджет жёстким, но сбалансированным. «Бюджет у нас не трещит по швам. Он напряжённый, но сбалансированный и вполне реалистичный», — добавил глава государства.

Между тем, Международное энергетическое агентство ухудшило прогноз по мировому спросу на нефть на 0,2 млн баррелей в сутки — до 92,4 млн баррелей в сутки. Снижение прогноза МЭА объясняет замедлением глобального экономического роста. По итогам текущего года агентство ожидает, что спрос на «чёрное золото» подрастёт на 0,7 млн баррелей в сутки, а уже в 2015 году ожидает улучшения глобальной макроэкономической ситуации и последующего роста спроса на нефть на 1,1 млн баррелей в сутки.

   
   

Падение цен на «чёрное золото» как раз и обусловлено избыточным предложением и падающим спросом. В сентябре добыча нефти в странах ОПЕК (Организации стран-экспортёров нефти), которые обеспечивают 40 % мировой добычи углеводородов, достигла самого высокого показателя за последний год — 402 баррелей в сутки. Кроме того, крупнейший экспортёр нефти Саудовская Аравия не возражает против сохранения низких цен и не собирается сокращать добычу топлива. Более того, саудиты сделали существенный дисконт на нефть для азиатских потребителей.

«В последние недели на самом высоком уровне обсуждается вопрос о возможном снижении стоимости барреля нефти до уровня 60 долларов. Но столь существенная корректировка вряд ли возможна в ближайшие годы. Цена энергоносителя может ещё несколько снизиться, но маловероятно, что нефть опустится до уровня, который наблюдался в июле 2009 г. Если стоимость "чёрного золота" продолжит идти вниз, то можно ожидать сокращения предложения на мировом рынке. Большинству стран-экспортёров нефти будет невыгодно исполнять свои контрактные обязательства на этих условиях. Это непременно приведёт к возврату более высоких котировок», — убеждена первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» к.э.н. Тамара Касьянова.

Если стоимость «черного золота» продолжит идти вниз, то можно ожидать сокращения предложения на мировом рынке. Большинству стран экспортеров нефти будет невыгодно исполнять свои контрактные обязательства на этих условиях.

Спасительная девальвация

Почти половина доходов российского бюджета приходится на выручку от экспорта нефти и газа. И стремительно дешевеющая нефть, а вместе с ней и газ (ценообразование газа зависит от стоимости «чёрного золота» — ред.) негативно сказывается на уровне дохода госказны. Как следствие, увеличивается бюджетный дефицит, а реализация ряда перспективных проектов замораживается. Эти факторы, в свою очередь, выливаются в замедление темпов экономического роста. И при долгосрочном падении цен на нефть стагнация в экономике РФ может перейти в стадию рецессии.

Федеральный бюджет на текущий год свёрстан исходя из цены нефти в 93 доллара за баррель. Бюджет на 2015–2016 г.г. привязан к стоимости нефти в 96 долларов за баррель. В соответствии с бюджетным правилом, в 2014 году доходы госказны должны составить 14 трлн рублей, в том числе 1,5 трлн рублей — дополнительные доходы от экспорта энергоресурсов. В 2015 году ожидаются общие доходы в размере 14,5 трлн рублей, из которых 385 млрд приходится на дополнительные нефтегазовые доходы. Как мы видим, на сегодняшний день цена бочки ниже прогнозной цены.

На фоне снижения цен на нефть до рекордных минимумов обвалился рубль, а в Минфине потери платёжного баланса от дешевеющего «чёрного золота» оценили в 2 % ВВП. Однако девальвация рубля может стать спасательным кругом для нашего бюджета. Дело в том, что стоимость энергоносителей устанавливается в евро или долларах. При осуществлении платежей доход от продажи конвертируется в рубли. Благодаря этому государственная казна получает значительно больший доход из-за слабой национальной валюты, чем когда рубль укрепляется. Ослабление «деревянного» на один рубль даёт примерно 200 млрд рублей доходов, отмечает ведущий аналитик «Локо-Банка» Виталий Лакеев. «С начала июля, когда началось падение цен на нефть, российская валюта ослабла на 20 %, что отражает снижение цен на нефть за этот период (нефть упала с 111 доларов до 88 долларов за баррель Brent, то есть минус 21 %) и компенсирует выпадение рублёвых доходов», — объяснил Лакеев АиФ.ru.

Критичным для бюджета будет падение стоимости нефти ниже 80 долларов за баррель в течение 2–3 лет, считает мэр города Химки, экс-глава Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Олег Шахов. «Тогда будет и бюджетный дефицит, и придётся расходовать Резервный Фонд. Падение рубля смягчит этот процесс, дав, скажем, дополнительные 200–300 млрд руб. денежной массы, но полностью компенсировать потери таким образом невозможно», — подчёркивает эксперт.

 

В свою очередь, руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников предупреждает, что компенсация бюджетных потерь за счёт девальвации рубля — «крайне опасная штука». В связи с ограничением доступа на западные рынки капитала российским компаниям для погашения корпоративного долга приходится брать деньги на внутреннем рынке. «А с рынка надо брать за рубли. И рубли эти вам должен рефинансировать ЦБ. Эта композиция и даёт нам устойчивый девальвационный эффект. Раз он случился, естественно, Минфин будет стараться замещать выпадающие доходы от нефти, это просто конъюнктурная ситуация, которую не использовать грех. Но в этой ситуации игра на понижение национальной валюты абсолютно неразумная тактика, потому что произойдёт перенос падающего рубля на потребительские цены. И вы получите гарантированно первую половину первого года с очень высокой инфляцией.

Минфин будет стараться замещать выпадающие доходы от нефти, это просто конъюнктурная ситуация, которую не использовать грех. Но в этой игре на понижение национальной валюты абсолютно неразумная тактика, потому что произойдет перенос падающего рубля на потребительские цены.

В этом году мы, наверное, официальный прогноз перешагнём, скорее всего, инфляция будет ближе к 9 %. Если при уже состоявшейся девальвации будет проходить перенос на первую половину следующего года, то гарантированно до июня инфляция будет в годовом выражении 9–9,5 %, может, больше. И только во второй половине 2015 года, при условии, что нефть войдёт в новый коридор, если не будут усилены санкции и по возможности отменены старые, тогда у нас, естественно, будет укрепление валюты и произойдёт эффект снижения цен, но это ближе ко второму полугодию», — резюмирует Масленников.