Миллиарды откатов. Как делают состояния на госзакупках

© / Photology1971 / Shutterstock.com

​По данным Счётной палаты, объём госзакупок в 2015 году составил 25 трлн. рублей. При этом только за 9 месяцев было выявлено нарушений более чем на 34 млрд. рублей. Видимо, в кризис частные компании решили получить доступ к максимальному количеству бюджетных денег. 

   
   

Махинаторы

Юлия Борта, АиФ.ru: Андрей Петрович, а есть ли вообще такие сферы, где невозможно чего-то «откусить» от бюджетных денег?

Андрей Тенишев: Теоретически возможно везде. Но практически, нет, конечно. Я не скажу, что у нас всеобщая коррупция во всех сферах. Есть много честных торгов. На мой взгляд, больше всего нечестных закупок в здравоохранении, обслуживании и ремонте дорог и на стройках. Это те области, где мы больше всего выявляем тайных антиконкурентных соглашений, позволяющих хозяйствующим субъектам нечестно обогатиться за счёт бюджета. Ведь чем меньше конкуренция, тем выше цена закупки. Чтобы получить госзаказ, компании должны выйти на аукцион и торговаться между собой: кто предложит меньшую цену и лучшие условия, тот и побеждает. Вместо этого участники торгов заранее договариваются между собой не торговаться и делят аукционы, делят заказчиков или регионы: ты побеждаешь здесь с максимальной ценой, а я там. Всё, конкуренции нет. Компаниям запрещено договариваться и с госзаказчиком, то есть с чиновниками, которые организуют торги. Но находят лазейки. Например, госзаказчик может отклонить заявки всех конкурентов своего «протеже» по неким формальным причинам (неправильно оформленные документы, не те сроки и т.д.), включить в конкурсную документацию условия, явно невыполнимые для остальных и т.д. В итоге кто-то не может осуществить поставку для государства по более низкой цене, потому что его попросту не пускают на торги. И всё это сопряжено с элементами коррупции. Никогда госзаказчик просто так преференции оказывать не будет. Это злоупотребления, взятки. Но это нужно доказать. А это уже работа полиции, которая может проводить оперативно-розыскные мероприятия.

— Какую ответственность несут компании и должностные лица? Наказали ли уже кого-то?

— Если ФАС доказала сговор хозяйствующих субъектов, для юридических лиц может наступить административная ответственность в виде крупного штрафа. Если речь идёт о недобросовестных торгах, то штраф составляет 10-50% от начальной максимальной стоимости предмета торгов. Причём платит каждый участник картеля. Руководитель компании (или менеджеры, принимавшие участие в тайном соглашении) несут уголовную ответственность, если ущерб для государства или граждан превысил 10 млн.рублей, либо доход компании составил более 50 млн. рублей. А если будет ещё доказан сговор с чиновниками, то это должностное преступление. У нас даже приговоры такие есть. В Ростовской области за злоупотребление должностными полномочиями глава одного из районов получил 1 год и 4 месяца лишения свободы. Он отдал негласное указание организовать победу в конкурсе за госконтракт на строительство детского сада определённой строительной фирме, а остальных с торгов убрать. ФАС доказала соглашение администрации и победителя торгов, а Следственный комитет и ФСБ установили роль конкретно главы района.

Похожая история с бывшим руководителем Росграницы Д. Безделовым, которого недавно экстрадировали из Италии. Он определял, кто должен победить на строительстве пунктов пропуска через госграницу. ФАС доказала сговор Росграницы с застройщиком, а Следственный департамент МВД расследовал уголовное дело, некторым участникам преступной группы уже вынесены приговоры.

Строительный детектив

— При строительстве больниц, школ, детсадов цены также нередко завышают на миллионы. Здесь тоже могут быть сговоры?

   
   

— Здесь вообще целый детектив. В прошлом году мы рассмотрели антимонопольное дело о государственных строительных нормативах. Параллельно проверку проводила Счетная палата Российской Федерации. Следственный комитет России возбудил уголовное дело.

На самом деле это очень сложная и длинная история. Но постараюсь пояснить кратко. Для того, чтобы строить за счет бюджета, надо составить смету и рассчитать по какой цене покупать материалы, оплачивать работы. Исходной точкой для этих расчетов являются государственные строительные нормативы. Так вот, оказалось, что практически все государственные строительные нормативы у нас разработали частные компании, аффилированные с Федеральным центром ценообразования в строительстве. И у них была возможность делать это совершенно произвольно: захотел строить по такой цене и разработал нужный норматив или нужный индекс. Поэтому о каких законных и справедливых ценах на строительство тут может идти речь? А государство все это оплачивает из бюджета. Сегодня государственные строительные нормативы — частная собственность неких лиц, а не самого государства. Разработали, пролоббировали и утвердили. Помимо федеральных строительных нормативов, есть региональные, для субъектов федерации. Но практически ещё ни один регион не смог разработанные для себя нормативы утвердить. К примеру, Томская область уже 5 лет пытается это сделать. Безуспешно. Чиновники отправляют томичей обратно: мол, всё неправильно, идите пересчитывайте. Зато та же группа частных компаний разработала эти нормативы для всей страны и спокойненько получила на всё положительные заключения. Утвердила в министерстве, и теперь вся страна обязана работать по этим нормативам, в каждом регионе. Более того, частники получили на свои нормативы патенты — и теперь ведь это, строго говоря, интеллектуальная собственность. Потом эти ребята со своими патентами разъезжают по регионам и говорят: так, ну чего вы тут строите по моим нормативам? Вы нарушаете мои интеллектуальные права, платите мне все деньги.

— Но это же бред!

— Это не бред. Это так и есть. Мы Минстрой всячески сподвигаем к тому, чтобы они поменяли этот порядок в законодательстве. Государственные сметные нормативы должно разрабатывать и утверждать государство. Если частная фирма участвует в разработке госнормативов, то получать госзаказ на разработку она должна в результате торгов — кто лучше и кто дешевле разработает. А после этого должна быть госприёмка работы. К слову, мы сейчас рассматриваем подобное дело по индивидуальным строительным нормативам для космодрома «Восточный». Их тоже разработала частная компания — без всякого госзаказа и торгов. Фирму просто порекомендовали... Если это нормативы для региона (понятно, что строить в Якутии вовсе не то же самое, что в Подмосковье), то губернатору следует хотя бы знать, что там для него разрабатывают-то. А так у нас вся Россия даже не знала, чего для них разработали. К ним потом приехали с готовыми нормативами, со свидетельством о том, что это интеллектуальная собственность, и потребовали от местных властей подписать соглашение об их использовании. В числе прочего, это и конкуренцию ограничивает. Почему строитель, для того, чтобы строить за счёт бюджета, должен пойти и у того дяди чего-то купить? А если не купит, то строить не сможет. Больше того, и госзаказчик не может разработать смету, обосновать стоимость объекта, потому что этих нормативов в свободном доступе не было, их надо купить у частной компании. Сейчас у нас возбуждены уже более десятка антимонопольных дел по регионам.

— И давно мы так живём? Кто-то умный придумал же это...

— Где-то с 2009 гjlf. Да, этот умный уже под стражей, и СК, надеюсь, в ближайшее время отправит дело в суд.

Поймали на сыре

— Сколько денег в итоге государство теряет на подобных нечестных закупках?

— Обычно стоимость госзаказа в результате честных конкурентных торгов снижается процентов на 20-30%, а это многие миллиарды рублей. Приведу пример с содержанием и ремонтом дорог. Мы проанализировали аукционы, которые прошли в условиях сговора. Первоначальная цена контракта снизилась всего на 0,5%. Когда на торги пришли добросовестные хозяйствующие субъекты, тот же самый участок дороги отремонтировали на 40% дешевле и с тем же качеством.

— Цены на продукты тоже вследствие сговора производителей повышаются?

— В начале прошлого года была серия дел по ценам на продукты. Да, санкции, эмбарго, повышение курса доллара и евро (а значит подорожание импортного сырья) вызвали объективный рост цен. Однако в условиях ажиотажа некоторые наши производители, не имеющие никаких импортных составляющих в производстве, решили под шумок договориться и поднять цены на свои товары. Например, в Мордовии есть два завода, которые делают сыр. Молоко местное, работники местные, почему цены на сыр растут, раз издержки прежние? Оказалось, они раз в неделю обменивались факсами и договаривались о повышении цен — мол, все же повышают, чем мы хуже. Думали, под шумок никто не заметит. Точно так же вступали в сговор заготовители молока в Алтайском крае. Наши территориальные органы несколько десятков таких дел в регионах возбудили. Многим пришлось заплатить серьёзные штрафы.