По данным Счётной палаты, объём госзакупок в 2015 году составил 25 трлн. рублей. При этом только за 9 месяцев было выявлено нарушений более чем на 34 млрд. рублей. Видимо, в кризис частные компании решили получить доступ к максимальному количеству бюджетных денег.
Махинаторы
Юлия Борта, АиФ.ru: Андрей Петрович, а есть ли вообще такие сферы, где невозможно чего-то «откусить» от бюджетных денег?
— Какую ответственность несут компании и должностные лица? Наказали ли уже кого-то?
— Если ФАС доказала сговор хозяйствующих субъектов, для юридических лиц может наступить административная ответственность в виде крупного штрафа. Если речь идёт о недобросовестных торгах, то штраф составляет 10-50% от начальной максимальной стоимости предмета торгов. Причём платит каждый участник картеля. Руководитель компании (или менеджеры, принимавшие участие в тайном соглашении) несут уголовную ответственность, если ущерб для государства или граждан превысил 10 млн.рублей, либо доход компании составил более 50 млн. рублей. А если будет ещё доказан сговор с чиновниками, то это должностное преступление. У нас даже приговоры такие есть. В Ростовской области за злоупотребление должностными полномочиями глава одного из районов получил 1 год и 4 месяца лишения свободы. Он отдал негласное указание организовать победу в конкурсе за госконтракт на строительство детского сада определённой строительной фирме, а остальных с торгов убрать. ФАС доказала соглашение администрации и победителя торгов, а Следственный комитет и ФСБ установили роль конкретно главы района.
Похожая история с бывшим руководителем Росграницы Д. Безделовым, которого недавно экстрадировали из Италии. Он определял, кто должен победить на строительстве пунктов пропуска через госграницу. ФАС доказала сговор Росграницы с застройщиком, а Следственный департамент МВД расследовал уголовное дело, некторым участникам преступной группы уже вынесены приговоры.
Строительный детектив
— При строительстве больниц, школ, детсадов цены также нередко завышают на миллионы. Здесь тоже могут быть сговоры?
— Здесь вообще целый детектив. В прошлом году мы рассмотрели антимонопольное дело о государственных строительных нормативах. Параллельно проверку проводила Счетная палата Российской Федерации. Следственный комитет России возбудил уголовное дело.
На самом деле это очень сложная и длинная история. Но постараюсь пояснить кратко. Для того, чтобы строить за счет бюджета, надо составить смету и рассчитать по какой цене покупать материалы, оплачивать работы. Исходной точкой для этих расчетов являются государственные строительные нормативы. Так вот, оказалось, что практически все государственные строительные нормативы у нас разработали частные компании, аффилированные с Федеральным центром ценообразования в строительстве. И у них была возможность делать это совершенно произвольно: захотел строить по такой цене и разработал нужный норматив или нужный индекс. Поэтому о каких законных и справедливых ценах на строительство тут может идти речь? А государство все это оплачивает из бюджета. Сегодня государственные строительные нормативы — частная собственность неких лиц, а не самого государства. Разработали, пролоббировали и утвердили. Помимо федеральных строительных нормативов, есть региональные, для субъектов федерации. Но практически ещё ни один регион не смог разработанные для себя нормативы утвердить. К примеру, Томская область уже 5 лет пытается это сделать. Безуспешно. Чиновники отправляют томичей обратно: мол, всё неправильно, идите пересчитывайте. Зато та же группа частных компаний разработала эти нормативы для всей страны и спокойненько получила на всё положительные заключения. Утвердила в министерстве, и теперь вся страна обязана работать по этим нормативам, в каждом регионе. Более того, частники получили на свои нормативы патенты — и теперь ведь это, строго говоря, интеллектуальная собственность. Потом эти ребята со своими патентами разъезжают по регионам и говорят: так, ну чего вы тут строите по моим нормативам? Вы нарушаете мои интеллектуальные права, платите мне все деньги.
— Но это же бред!
— Это не бред. Это так и есть. Мы Минстрой всячески сподвигаем к тому, чтобы они поменяли этот порядок в законодательстве. Государственные сметные нормативы должно разрабатывать и утверждать государство. Если частная фирма участвует в разработке госнормативов, то получать госзаказ на разработку она должна в результате торгов — кто лучше и кто дешевле разработает. А после этого должна быть госприёмка работы. К слову, мы сейчас рассматриваем подобное дело по индивидуальным строительным нормативам для космодрома «Восточный». Их тоже разработала частная компания — без всякого госзаказа и торгов. Фирму просто порекомендовали... Если это нормативы для региона (понятно, что строить в Якутии вовсе не то же самое, что в Подмосковье), то губернатору следует хотя бы знать, что там для него разрабатывают-то. А так у нас вся Россия даже не знала, чего для них разработали. К ним потом приехали с готовыми нормативами, со свидетельством о том, что это интеллектуальная собственность, и потребовали от местных властей подписать соглашение об их использовании. В числе прочего, это и конкуренцию ограничивает. Почему строитель, для того, чтобы строить за счёт бюджета, должен пойти и у того дяди чего-то купить? А если не купит, то строить не сможет. Больше того, и госзаказчик не может разработать смету, обосновать стоимость объекта, потому что этих нормативов в свободном доступе не было, их надо купить у частной компании. Сейчас у нас возбуждены уже более десятка антимонопольных дел по регионам.
— И давно мы так живём? Кто-то умный придумал же это...
— Где-то с 2009 гjlf. Да, этот умный уже под стражей, и СК, надеюсь, в ближайшее время отправит дело в суд.
Поймали на сыре
— Сколько денег в итоге государство теряет на подобных нечестных закупках?
— Обычно стоимость госзаказа в результате честных конкурентных торгов снижается процентов на 20-30%, а это многие миллиарды рублей. Приведу пример с содержанием и ремонтом дорог. Мы проанализировали аукционы, которые прошли в условиях сговора. Первоначальная цена контракта снизилась всего на 0,5%. Когда на торги пришли добросовестные хозяйствующие субъекты, тот же самый участок дороги отремонтировали на 40% дешевле и с тем же качеством.
— Цены на продукты тоже вследствие сговора производителей повышаются?
— В начале прошлого года была серия дел по ценам на продукты. Да, санкции, эмбарго, повышение курса доллара и евро (а значит подорожание импортного сырья) вызвали объективный рост цен. Однако в условиях ажиотажа некоторые наши производители, не имеющие никаких импортных составляющих в производстве, решили под шумок договориться и поднять цены на свои товары. Например, в Мордовии есть два завода, которые делают сыр. Молоко местное, работники местные, почему цены на сыр растут, раз издержки прежние? Оказалось, они раз в неделю обменивались факсами и договаривались о повышении цен — мол, все же повышают, чем мы хуже. Думали, под шумок никто не заметит. Точно так же вступали в сговор заготовители молока в Алтайском крае. Наши территориальные органы несколько десятков таких дел в регионах возбудили. Многим пришлось заплатить серьёзные штрафы.