Чья хата - с краденого? Почему борьба с коррупцией в России напоминает сказку про белого бычка

Коллаж Андрея Дорофеева

Речь о контроле за расходами чиновников.

   
   

По проекту, в России появится возможность конфискации имущества чиновника, если активы значительно превышают его легальные доходы. «Мы уже готовы воспользоваться таким опытом других стран, - говорит Олег Борисов, начальник управления «Ф» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ. - Пока же в России в отношении преступника, уже признанного виновным, например, в хищении миллионов, далеко не всегда можно доказать, что его собственность (особняки, квартиры, яхты и т.д.) куплена именно на украденные деньги».

Ещё круче выглядит предложение напрочь запретить российским чиновникам и их ближайшим родственникам заводить счета и покупать недвижимость за границей. Под законопроектом подписались депутаты, представляющие все 4 думские фракции:  В. Лысаков, В. Трапезников («ЕР»), А. Луговой (ЛДПР), А. Агеев («СР»), О. Денисенко (КПРФ). «Эти ограничения мы декларируем как новую мораль, - объясняет цели проекта Вячеслав Лысаков, депутат, руководитель аппарата Общероссийского народного фронта. - Мы даём право выбора: или оставайся на госслужбе, или возвращай активы на Родину. Мы хотим сформулировать новые правила для претендентов на госдолжности: их ждут ограничения, а не возможности набивать карман и выводить деньги за границу, на запасные аэродромы». «Вдогонку» появилась идея запретить ещё и учиться чиновничьим детям за границей.

Замах не на шутку?

«Можно предположить, что подобные идеи - от безысходности, - говорит Евгений Архипов, глава антикоррупционной общественной приёмной «Чистые руки». - Коррупция в России достигла запредельного уровня. Судя по соцопросам, большинство граждан считают её одной из главных проблем страны. По­этому борьба с коррупцией - ещё и хороший повод для депутатов напомнить о себе».

О том, что «суровый законопроект» внесён, чтобы лишний раз помусолить модную тему, говорят и некоторые думцы. По другой версии, подлинная цель инициативы - легализовать уже купленное за бугром имущество, проведя что-то вроде амнистии для тех, кто о нём добровольно заявит. Так или иначе, знающие люди уверяют: идея исходит аж из Кремля, а «Единая Россия» осенью получит сигнал единогласно проект поддержать. «У нас принято считать: власть только и делает, что покрывает воровство и «своих не выдаёт», - говорит Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации. - Но за коррупцию уже вовсю увольняют региональных чиновников. Среди свежих историй - замминистра транспорта и автомобильных дорог Самарской области С. Балбошин. В администрации президента формируется «антиотмывочная и антикоррупционная вертикаль» под общим руководством Е. Школова, который взаимодействует с главой «Росфинмониторинга» Ю. Чиханчиным. Я думаю, что региональным чиновникам, да и их федеральным коллегам, пора начать напрягаться...»

Круговая порука

«Законопроект в обществе примут на ура, но эффект будет минимальным, - возражает Архипов. - Наличие заграничных активов «раскрыла» лишь мизерная часть депутатов и чиновников. У большинства и так уже всё оформлено на дальних родственников или подставные фирмы. Найти концы можно и сейчас. Но такая информация в отсутствие демократических институтов, контроля со стороны общества лишь усилит круговую поруку в высших эшелонах власти».

Это подтверждает и сотрудник прокуратуры, пожелавший остаться неназванным: «Если человек при должности, не под следствием, то выяснить, в каких странах у него есть счета или недвижимость, можно только оперативным путём. То есть кто-то должен на него настучать. Но это происходит крайне редко. Вывод, что у большинства высокопоставленных госслужащих есть имущество за границей, деньги в зарубежных банках, напрашивается из уже расследованных дел: почти у каждого фигуранта что-то находилось... У мелких сошек - дешёвые квартиры в Болгарии. У более высокопоставленных - в русских посёлках на Кипре, в Испании, Италии, Англии, США... Но система построена так, что «контролёры» живут в тех же посёлках».

   
   

«В некоторых странах законы в отношении коррупционеров жёстче, чем в России, - заметил в беседе с «АиФ» и один из влиятельных в прошлом парламентариев. - Ну перестанет кто-то из нашего ворья выводить деньги за границу - воровать-то он не перестанет...»

В общем, отношение к новым начинаниям власти скорее скептическое. И понятно почему: несмотря на все разговоры о борьбе с коррупцией, громкие слова о контроле за доходами и расходами чиновников, зримых плодов борьбы не видно. Грубо говоря, не взяли за шкирку ни одного министра или хотя бы замминистра, ни одного сенатора или депутата. Где «посадки» нечистых на руку губернаторов или мэров крупных городов? За последние годы в этих рядах так и не появился свой «Ходорковский».

Зато вся вертикаль власти чутко ловит другие сигналы, смысл которых можно обозначить одним словом: «Обогащайтесь!». Весной разразился скандал вокруг бизнеса (в том числе зарубежного) семьи И. Шувалова, фигурировали суммы в сотни миллионов долларов. В итоге чиновник пообещал передать активы в «слепой траст» (как бы не участвовать в управлении ими) и был благополучно переназначен 1-м вице-премьером российского правительства. К какому выводу после этого «хеппи-энда» могла прийти российская властная элита? Что можно сколько угодно и как угодно зарабатывать - всё простится и забудется? А метание громов и молний в адрес абстрактных коррупционеров - не более чем дымовая завеса, пыль в глаза наивному обывателю?

Ваше мнение

Результатов борьбы с коррупцией не видно, потому что...

Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»

Борьба фиктивная — Аиф 21

Рано говорить о результатах — Аиф 22

Другой вариант — Аиф 23

SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).

Сообщения принимаются до 12.00 3 сентября.

Смотрите также: