Узаконенное воровство. За год на госзакупках «распилили» 230 млрд рублей

Коллаж Андрея Дорофеева, АИФ

Рассказывает Андрей Храмкин, директор Института госзакупок Российского государственного торгово-экономического университета:

   
   

Масштабы нарушений в сфере госзакупок за прошлый год Счётная палата оценила в 230 млрд руб. Чиновники то позолоченную кровать закажут, то слишком дорогой автомобиль. Сможет ли новый закон изменить ситуацию?

Почём госзаказ?

Российская система госзакупок принципиально не отличается от тех, что приняты в развитых странах. И надо сказать, нет такой страны - а я общался с большим количе­ством зарубежных коллег, - где бы и чиновники, и поставщики систему госзакупок не ругали. Причём в России по сравнению с Европейским союзом сроки на проведение процедур почти в 1,5 раза меньше. Но у нас другие болевые точки.

За рубежом к потенциальным поставщикам государства предъявляют жёсткие требования. Например, фирма должна быть создана не менее двух лет назад и обязана за этот период показать определённые обороты. У нас таких ограничений нет, потому что в России в отличие от Западной Европы и США история всего бизнеса относительно небольшая, и отсекать новичков было бы неправильно с точки зрения стимулирования конкуренции. Ведь бывает, что и созданные вчера фирмы работают добросовестно. Но эта лазейка позволяет фирмам-однодневкам получать госзаказы и потом мошенничать.

Скажем, объявлен аукцион на строительство детского садика. При проведении аукциона критерий выбора один - самая низкая цена. Поступает заявка, компания заявляет минимальную стоимость работ. И хотя директор садика видит, что фирма создана месяц назад, в соответствии с законом он всё равно должен такую контору признать победителем и заключить с ней контракт. А потом к нему приходят из этой однодневки и говорят: «Если ты нам заплатишь, то мы согласимся расторгнуть договор по соглашению сторон. А если денег не дашь, договор тебе придётся расторгать через суд». Это значит, финансирование заморожено как минимум на полгода, крыша в садике протекает, ремонт сделать нельзя. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке чиновнику не позволяет закон. Можно внести мошенников в реестр недобросовестных поставщиков, но у владельцев фирмы ещё 20 таких компаний с другими названиями. Вот и получается, что этот реестр испугать может только добросовестную компанию, а мошенников не остановит.

Процедура аукциона хороша для стандартных закупок таких товаров, как, скажем, сахарный песок или бумага. Но она не даёт возможности оценить качество работы. Отсюда и наши разбитые дороги, и плохо построенные дома. За рубежом при заказах на строитель­ство объявляют конкурсы - это другая форма выбора подрядчика, при которой критерием становится качество. У нас же в законе прописан обширный перечень продукции и услуг, по которым проводят только аукционы. Этому есть объяснение. Дело в том, что конкурс оставляет больше простора для коррупции: грамотный специалист может обеспечить победу конкретного поставщика с вероятностью 90%, не нарушив законодательство. В России же благодаря использованию аукционов, по оценкам многих экспертов, размеры откатов за последние 5-7 лет существенно снизились. Если раньше «нормой» считалось отстегнуть 50% от суммы договора, то сейчас - 10-20%. Но и такую взятку обеспечить проблематично, ведь побеждает тот, кто предложит наименьшую цену. Сделать так, чтобы об аукционе никто, кроме нужной фирмы, не узнал, чиновнику сложно - вся информация публикуется на официальном сайте.

   
   
Некоторые заявки с сайта zakupki.gov.ru:
■ Судно на воздушной подушке (5 шт.) для МЧС - 37 млн 500 тыс. руб. (По данным проекта «РосПил», условия заказа составлены таким образом, что им соответ­ствует продукция лишь одного производителя. Соответственно, на аукцион была подана 1 заявка.)
■ Подготовка и размещение информационных материалов, направлен- ных на формирование положительного имиджа Челябинской области, в бортовых журналах российских авиакомпаний - 5 млн 54 тыс. руб.
■ Внедорожник Volkswagen Tiguan для администрации села Чаган Астраханской обл. - 1 млн 270 тыс. руб.

 

Офицеры контракта

Действующий сейчас закон о госзакупках (Федеральный закон № 94-ФЗ) ругают заслуженно. В нём много недоработок и стратегических ошибок. К тому же он регламентирует только сам процесс выбора поставщика и ничего не говорит, например, о том, что именно нужно купить, - это зависит лишь от аппетитов руководителя госорганизации. Доходит до бесстыд­ства: директор поликлиники или глава посёлка может заказать себе дорогой внедорожник с кожаной обивкой, потратив на это последние деньги медиков или сельчан, а для «скорой помощи» он закажет даже не «Газель», а старые запчасти. Хорошо, что есть общероссийский сайт zakupki.gov.ru, который позволяет вести общественный контроль.

На смену 94-му закону придёт уже поступивший в Госдуму законопроект о федеральной контрактной системе. Он описывает все этапы госзакупок, начиная от прогнозирования и заканчивая оценкой эффективности потраченных денег. Вводится жёсткое планирование, а значит, о желании того или иного ведомства приобрести 150 «Мерседесов» общественность узнает заранее. Предусмотрено и определённое нормирование, подобное тому, что было принято в советское время, когда министру полагалось ездить на «Чайке», а чиновникам рангом пониже - на «Волге». В законе будут прописаны защита и от демпинга, и от недобросовестных поставщиков, возможность одностороннего расторжения контракта.

Однако не стоит думать, что работать по новому закону будет легче, чем сейчас. Федеральную контрактную систему в основном заимствовали из практики США, и американские коллеги нам сочувствуют: количество документов вырастет в разы. Увеличится и количество чиновников. Более того, будет выделена новая профессиональная группа - контрактные офицеры. Они появятся в каждом министерстве и будут нести ответственность за заключение и исполнение контрактов. Во всех развитых странах размещением госзаказов занимается отдельная категория чиновников. Их очень жёстко контролируют, но у них более высокая зарплата.

Хотя, с моей точки зрения, честность не зависит напрямую от размера оклада. Необходимы жёсткий отбор, предварительная оценка на устойчивость к соблазну, особая подготовка. Но полностью избежать взяток, конечно, не удастся, как не удалось ни в одной другой стране мира.

Однако в развитых странах воровство в сфере госзакупок - деятельность «белых воротничков», умных, квалифицированных спецов, которые играют только по-крупному. А у нас воруют по мелочам, неграмотно. Но - воруют много! С введением контрактной системы всем участникам госзакупок работать станет сложнее, зато контроль будет ужесточён, порядка станет больше. И хотя законопроект сырой и в Госдуме его должны серьёзно переработать, всё-таки это шаг вперёд.