В список лидеров по площади выгоревших лесов постоянно входит Амурская область. Но деньги, выделяемые на борьбу с огненной стихией, здесь тратят с «огоньком» и выдумкой.
Нынешний год для Приамурья не стал исключением: леса горят, огонь продолжает пожирать лесные массивы.
Местные власти утверждают, что огонь пока обходит стороной сельскохозяйственные угодья. Однако на днях в Ивановском районе области сгорело 600 га сои более чем на шесть млн рублей. Практически полностью сгорел Муравьёвский парк. Амурцы справедливо считали, что парк - гордость не только области, но и всей страны. В парке гнездятся редкие журавли и аисты, занесённые в Красную книгу, на птиц приезжают любоваться туристы со всего мира. Правда, теперь точнее говорить «гнездились» и «приезжали»: парк выгорел на 90%. Всё, что осталось нерадивым чиновникам, - поиск виновных. «Крайним» в трагедии, видимо, окажется руководство самого парка.
«Пожарка» с кожаным салоном
Тем временем ясно: для борьбы с масштабным стихийным бедствием нужны серьёзная подготовка и усилия. В прошлом году по предложению правительства области Законодательное собрание Амурской области выделило из областного бюджета деньги на ремонт авиационного парка ГУП «Амурская авиабаза охраны лесов». Предполагалось, что они пойдут на спецтехнику и саму борьбу с пожарами.
Создаётся впечатление, что на эти же средства один из лесоохранных вертолётов Ми-8 был просто переоборудован в комфортабельное средство передвижения для высокопоставленных особ. На роскошный салон с мягкими креслами, обитыми белой кожей, дооборудование борта телевизором, микроволновкой, мини-баром, туалетом с неоновой подсветкой и другими приятными мелочами потратили миллионы рублей. «Использование качественных материалов и современных тенденций, профессионализм сотрудников, знание технологий производства позволяют создавать пассажирские салоны вертолётов на мировом уровне», - говорят про заботу о будущих пассажирах в компании «АэроТакси-Сервис», логотип которой украшает сиденья вертолёта. Но вряд ли этот «обвес» может пригодиться на пожаре.
Ничего удивительного, что, как говорят местные экологи, с новыми возгораниями в регионе сейчас борются не в последнюю очередь с помощью занижения данных о масштабах бедствия. Если область в конце июля рапортовала о трёх локализованных пожарах площадью 83 га, то российский Гринпис утверждал, что в это же время на этой же территории бушевали как минимум 10 крупных пожаров на 50 тысячах га.
Между тем на борьбу с пожарами брошены все силы местной административной пропагандистской машины. Тем более что об Амурской области в последнее время в центральных средствах массовой информации вспоминают исключительно в связи с какими-нибудь чрезвычайными происшествиями: то объявится страшный педофил, то упадёт самолёт, то власти не могут оперативно справиться с последствиями смерча. Как говорят, губернатор области Олег Кожемяко, наделённый полномочиями в 2008 г., бывший глава депрессивного Корякского округа, слитого с Камчатским краем, обратил внимание на негатив в эфире. Подконтрольные администрации области газеты и телеканалы с утра до ночи работают на позитивный облик региона. Впрочем это не мешает амурчанам судачить о том, что руководитель региона теперь летает «за город» в кожаном кресле с вышитым на подголовнике гербом области.
«Выводит из себя»
Пока прокуратура уклоняется от ответа на вопрос о нецелевом расходовании денег, выделенных на борьбу с пожарами, площадь этих самых пожаров неуклонно растёт. «Выводит из себя искажение действительности, говоря по-русски - враньё, - признавался Руслан Цаликов, первый заместитель министра МЧС. - Искажения всегда приводят к неправильным решениям. Агентство лесного хозяйства опубликовало данные о том, что на Дальнем Востоке, в Сибири имеются случаи занижения реальных площадей лесных пожаров. Конечно, это очень плохо, это недопустимо, потому что предоставление неверных данных не позволяет правильно реагировать на ситуацию». Впрочем, по данным МЧС, на середину лета среди регионов Дальнего Востока по площади, охваченной пожарами, Амурская область была среди лидеров. И это при том, что размеры Якутии или Хабаровского края заметно больше.
Кстати, как утверждают некоторые учёные, ущерб от пожаров не ограничивается только уроном экономике и потерями лесного фонда. Большие по площади пожары сопровождаются огромными выбросами в атмосферу углекислого газа, который, как считается, всё же оказывает серьёзное влияние на климат. Понятно, что борьба с огнём на малонаселённой территории - большая проблема. Кроме того, по закону за порядок в лесах отвечают сами субъекты Российской Федерации.
Однако с этого года для борьбы с пожарами серьёзная помощь идёт в регионы из федерального бюджета.
В МЧС разработана специальная программа на 2011-2015 гг., которая будет стоить 43 млрд рублей. Из них более 12 млрд пойдут именно на закупку современной техники.
Деньги тратят и сами регионы. Так, рассказывая об успехах в борьбе с пожарами, губернатор Кожемяко доложил полномочному представителю президента в ДФО Виктору Ишаеву о закупке ещё одного вертолёта за бюджетные 65 млн рублей. «На содержание авиабазы области дополнительно выделяется 32 млн рублей, но реальная потребность составляет 270 млн рублей», - пожаловался губернатор полномочному представителю. Остаётся непонятным только - деньги нужны на борьбу с пожарами или, может быть, на покупку каких-нибудь «игрушек» для «хозяев земли Амурской».
Смотрите также:
- Тотальная неухоженность. Дорогам, ЖКХ, медицине Удмуртии поставлен «неуд»? →
- Безопасность губернатора. Кто охраняет глав регионов и сколько это стоит →
- Будем чинить дороги вскладчину? →