IT-технологии развиваются стремительно, и если раньше мы догоняли в этой сфере передовые западные компании, то теперь уже можно сказать, что идём в ногу с прогрессом.
Искусственный интеллект (ИИ), или Agile (если по-английски), – это то, что сейчас захватило IT-отрасль. И в авангарде процесса – Сбербанк, который уже несколько лет проводит Agile-трансформацию. Как выясняется, она потребовала изменений во всём – и в организации работы сотрудников, и даже в обустройстве офисов.
«Умное» пространство
Дмитрий Романов, «АиФ»: Василий Александрович, все, кто побывал в штаб-квартире вашего банка на Кутузовском проспекте в Москве, под впечатлением от её инновационности. Почему вы решили отойти от традиционной модели офисов?
Василий Чеканов: Изучение мирового опыта позволило нам простроить собственную модель, учитывающую основные принципы гибкой разработки Agile. Однако переход к ней потребовал пересмотра всей концепции работы, в том числе организации рабочего пространства. Помещения на Кутузовском, 32, в бизнес-центре «Президент Плаза», стали таким современным – открытым, гибким и многофункциональным офисом Agile. Мы применили лучший мировой опыт, привлекли ведущих архитекторов, в том числе архитектурное бюро Evolution Design из Швейцарии, основала которое русская девушка Tanya Ruegg.
– Как удалось сделать это из здания, построенного под другие нужды?
– Да, перед нами стояла сложная задача – из готового здания, спроектированного под жилой дом, создать комфортную среду для поддержания цифровой трансформации Сбербанка, сделать «умное» пространство.
Чтобы сотрудники могли лучше ориентироваться в нём и быстрее добираться до нужного пункта, мы ввели систему интуитивной навигации – в этом помогло разделение этажей на 4 цветовых блока: оранжевый, зелёный, жёлтый и бирюзовый. Каждый цвет имеет свою природную тему: у зелёного блока это тема джунглей и тропиков, у оранжевого – песков и пустынь, у жёлтого – лесов и гор, у бирюзового – воды и снега. Напольные покрытия, отделка потолков, фотообои – всё соответствует тематическому дизайну пространства. Это помогает без труда определить своё местоположение на этаже.
Зоны столов и стендапов
– Дизайн – это здорово. Но расскажите о новшествах в организации рабочих мест, ведь в основе Agile лежит отказ от традиционной кабинетной системы.
– Каждый из этажей вмещает 650 человек. Было важно отделить рабочие места от основной циркуляции людских потоков. Для этого архитекторами введена типология «комната в комнате». Что это значит?
Создаётся группа помещений, отделяющих зону рабочих столов от основного коридора. Есть небольшая комната для стендапов и «мозговых штурмов» – так называемая Think Tank, есть открытая рабочая ниша для неформальных бесед – Diners, есть и «телефонные будки» – phonebooths для индивидуальной сфокусированной работы или телефонных переговоров.
– На таких больших по площади этажах соблюдается ли столь важная для работы деталь, как освещённость рабочего места?
– Рабочие места расположены там, где дневное освещение максимальное, то есть вдоль внешнего фасада здания. А вот блоки переговорных комнат – вдоль внутренних атриумов, ну а в самом «сердце» здания – Communication Hub. Это зона встреч и общения с большой переговорной и демозонами, библиотекой и кухнями. Вокруг игровые и неформальные зоны – можно снять стресс в перерыве между работой или провести встречу в неформальной обстановке.
В самом сердце офиса располагается большая многофункциональная переговорная – Project room, оборудованная складными столами и штабелируемыми стульями на роликах, дополнительными встроенными диванами, перекатными магнитно-маркерными досками и огромным проектором для проведения коллективных воркшопов или презентаций.
Объединив «умные» планировочные решения с использованием новейших инженерных технологий, мы, с одной стороны, соблюли все нормы проектирования, с другой – дали людям возможность выбирать временные рабочие места для эффективного погружения в рабочий процесс и свободно перемещаться по этажу.
– Простите, это получается, что у сотрудников офиса нет постоянного рабочего места?
– Напротив, в офисах Сбербанка за каждым сотрудником закреплено рабочее место. Но архитекторами предусмотрены дополнительные возможности – как для коллективной, так и индивидуальной работы. Ведь кому-то комфортней сидеть за рабочим столом, а кому-то – на пуфике или в кресле.
Есть зоны коворкинга, которые располагаются в шаговой доступности от ресепшен и кофе-пойнтов.
– А они для кого?
– Высокие столы с маркерной поверхностью в коворкингах – отличное решение для тех, кого переполняют идеи. Мягкие ниши Diners, встроенные барные стойки вдоль фасадов с панорамным видом на Москву – здесь любят работать не только гости офиса, но и сотрудники. Всё устроено так, чтобы люди как можно больше общались, обменивались знаниями, договаривались и быстрее принимали решения.
Если хочется тишины
– А если хочется тишины, чтобы, к примеру, сконцентрироваться над проектом?
– На каждом из этажей находится большая «Библиотека» – зона фокуса и концентрации. В ней помещения для сфокусированной индивидуальной работы, там запрещено отвечать на звонки и вести коллективные дискуссии. А кроме того, есть пара «Тихих комнат», оборудованных креслами с высокими спинками и откидными столиками, – для индивидуальной работы с мобильным устройством.
– Какие ещё удобства есть в вашем чудо-офисе?
– Мы постарались дать возможность сотрудникам не тратить дополнительное время на решение бытовых проблем. Не выходя из офисного здания, они могут починить бытовую технику, сдать одежду в химчистку, сделать небольшие покупки и решить другие личные проблемы.
Для полноценного физического развития в здании имеется спортзал с самым современным оборудованием, сауной и зоной релаксации или групповых занятий (йога, пилатес, настольный теннис).
Что касается организации питания, то выбор самый широкий – от ресторана для неформального общения с партнёрами до кофе-пойнтов и закусочных. Безусловно, есть и прекрасно оборудованная столовая с разнообразным меню из различных кухонь мира.
– Этот офис останется в единственном экземпляре или такие появятся и в других местах?
– «Президент Плаза» стал одним из наших первых Agile-офисов. В планах развивать и дорабатывать данную концепцию на будущих проектах банка – как в Москве, так и в регионах. Мы стремимся создать среду, которая способствует проявлению инициативы сотрудников и обогащению друг друга знаниями.
Смотрите также:
- Сколько метров, комнат и ковров человеку нужно для... здоровья? →
- Стартап, фейл, кейс. Топ-15 терминов современного бизнесмена →
- 7 правил успеха в работе и карьере →