Суть одного письма. Что предложил Игорь Иванович Дмитрию Анатольевичу?

Игорь Сечин. © / Сергей Гунеев / РИА Новости

За разъяснениями мы обратились в саму «Роснефть». И там сказали, что письмо Игоря Сечина появилось в публичном пространстве помимо воли компании, и ему действительно давались не всегда корректные трактовки. 

   
   

Дорогая нефть – акциз высокий, дешёвая – низкий 

О сути содержащихся в нём предложений подробно рассказал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев: 

- Наше предложение построено на максимально рыночном и максимально справедливом подходе ко всем участникам рынка. В то же время складывается впечатление, что регулятор не то что боится, но как бы опасается рынка, отказываясь упустить механизмы ручного регулирования.

Сейчас в формировании цены на топливо чрезвычайно велика роль акцизов. При этом логика их увеличения не связана ни с какой долгосрочной задачей и объясняется обычно текущими фискальными потребностями. Мы предлагаем ввести «плавающий акциз», привязав его к цене на нефть, чтобы одновременно стабилизировать доходы бюджета и смягчить издержки переработки. 

Поясню: при высокой цене на нефть акциз может быть меньше, поскольку у бюджета есть другие источники пополнения, при низкой цене на нефть он может увеличиться, поскольку более дешёвое сырьё в таком случае позволит снизить убытки нефтеперерабатывающих предприятий. 

Мы уже не раз повторяли, что акциз должен платиться не на НПЗ, а на «колонке». Все аргументы против носят смехотворный характер и фактически играют на руку субъектам, работающим в теневом сегменте торговли топливом.

Сколько оставлять в России?

Мы исходим из того, что результатом налогового манёвра было резкое снижение эффективности нефтепереработки, которая всё последнее время находится на грани, а то и за гранью рентабельности. Создалась ситуация, при которой вертикально-интегрированные компании должны компенсировать убытки за счёт других видов деятельности. Если уж так сложилось – правильно было бы это делать на равной и справедливой основе, чтобы сохранялась экономическая логика. Здесь не идёт речь о квотах, которыми регулятор всё время угрожает компаниям. Речь идёт о внятной универсальной системе. 

   
   

С момента появления топливной проблемы мы предлагаем, чтобы все компании, добывающие нефть в России, были обязаны поставлять для внутренней переработки и получения лёгких углеводородов не менее 17,5 % от своей добычи. Почему 17,5%? Потому что это равняется объёму внутреннего потребления. Таким образом, мы не только добьёмся справедливого распределения нагрузки, связанной с диспропорциями налогообложения, но и гарантируем баланс спроса и предложения на рынке. 

В результате не будет никакой необходимости в ручном регулировании: введении квот и лицензировании. В отличие от ситуации, которая существует сейчас, когда целый ряд добывающих компаний (не будем называть их, они хорошо известны) минимизируют поставки на внутренний рынок.

Вот суть наших предложений, логика которых не менялась с самого начала дискуссии по вопросам цен на топливо. Это – рыночная логика. Что же касается ручного регулирования, оно с неизбежностью вызывает диспропорции, создающие в свою очередь необходимость в новом дополнительном регулировании, которое рождает новые диспропорции, и так до бесконечности.

Смотрите также: