По данным МВД, каждой четвертой жертвой киберпреступников становится пенсионер. С начала 2024 года на различные уловки мошенников попались более 40 тысяч россиян преклонного возраста. Больше всего пожилых клиентов у «Сбербанка» — крупнейшего в России. О том, как российские банки могут защитить пенсионеров от злоумышленников, в интервью aif.ru рассказал вице-президент по кибербезопасности «Сбербанка» Сергей Лебедь.
Сергей Ботов, aif.ru: — Сергей Васильевич, важная тема: как можно защитить сбережения людей от киберпреуступников, особенно пожилых?
Сергей Лебедь: — Прежде всего, хотел бы отметить, что все категории людей подвержены риску мошенничества одинаково. Об этом говорят многие эксперты. Безопасность клиентов старшего возраста находится в фокусе нашего внимание, потому что у них есть достаточно большие сбережения на банковских счетах. Поэтому они — цель для преступников.
Кроме того, потеря денег для пожилых людей особенно болезненна, так как источники доходов на пенсии ограничены.
— Какие у банков есть инструменты и механизмы защиты на такие случаи?
— Мы в «Сбербанке» при общении с людьми преклонного возраста приходим от цифровых каналов коммуникации и голосовых помощников к живому общению, ведь пенсионеры, как правило, не очень хорошо разбираются в современных технологиях. Это помогает лучше разобраться в конкретной проблеме и остановить мошеннические операции. Часто мы спасаем людей от хищения денег непосредственно в офисе банка — наши сотрудники выводят клиентов из под контроля злоумышленников.
Если говорить об инструментах, то это, прежде всего, специальные сервисы кибербезопасности, который есть в мобильном приложении «Сбербанка». Это целая система, которая включает в себя различные подсказки, напоминания, предупреждения и обучение финансовой грамотности. У нас также есть портал по киберграмотности «Кибрарий», где мы собрали огромную библиотеку знаний об уловках и схемах действий мошенников. Есть даже информация о кол-центрах преступников: как они организованы, какими путями им удается красть деньги со счетов.
— Говорят, даже симулятор есть с виртуальным мошенником?
— Да, в мобильном приложении есть ассистенты, которые помогают нашим клиентам пройти через симуляцию общения с мошенниками, приобрести опыт и тем самым лучше ориентироваться, если с такой проблемой придется столкнуться в реальной жизни. Система предлагает на выбор сценарии с разными схемами мошенничества и подсказывает, как правильно реагировать на тот или иной вопрос или просьбу злоумышленника.
— Какой из методов защиты работает лучше всего?
— Если говорить о сервисах, которые дают наилучший результат, — то это выбор поручителя. Это когда клиент банка доверяет своему близкому человеку и дает ему право подтверждать или отклонять свои финансовые операции. Например, родитель может поручить своему взрослому ребенку или другому члену семьи подтверждать денежные переводы и снятие наличных с карты. Это очень сильно осложняет задачу мошенникам, потому что обмануть сразу двух человек гораздо труднее.
— А какова доля клиентов старше 60 лет среди клиентов «Сбербанка»?
— Сегодня у нас среди клиентов старшего возраста более 26 миллионов человек. Только за 2023 год мы остановили мошеннические операции против них всего примерно на 67 миллиардов рублей. Недавно был случай, когда наша система безопасности остановила мошенническую операцию против человека, которому 96 лет.
— Можете назвать самые ходовые схемы, которые кибермошенники используют для обмана пенсионеров?
— Как это ни странно — это самые банальные схемы. Скажем, звонок якобы от сотрудника правоохранительных органов или от службы поддержки банка. На наших клиентов старшего возраста это действует, если можно так выразиться, наиболее эффективно.
Я думаю, причина в том, что наши люди хорошо воспитаны и не отказываются помочь полиции, ФСБ или другим службам, от лица которых звонят мошенники. К сожалению, это оборачивается тем, что преступники легко узнают персональные данные жертвы, данные банковских карт. И с помощью этой информации крадут деньги со счетов. Или же убеждают людей самостоятельно перевести деньги.
— Что посоветуете, чтобы лучше защитить сбережения?
— На самом деле, рекомендации очень простые: пожилым людям лучше вообще не отвечать на звонки с неизвестных номеров. Как правило, номера всех членов семьи, знакомых и близких людей уже есть в их телефонной книге. А звонок с неизвестного номера вполне может обернуться разговором с мошенниками.
Если нет возможности совсем отказаться от общения с неизвестными номерами, то следующая мера — установить определитель звонков. Такие программы есть у целого ряда разработчиков, в том числе и у Сбера. В момент вызова на экране высвечивается предупреждающая надпись, что звонит мошенник. Но в любом случае, пожилому человеку надо объяснить, что не стоит доверять незнакомому собеседнику, кем бы этот собеседник ни представлялся и что бы ни говорил.