Сегодня деятельность профсоюзов часто выходит за рамки профессиональной сферы, все больше скатываясь в скандальную. Газета «Труд» узнала о новых способах неправомерных действий представителей Шереметьевского профсоюза. Он пытается опереться на летчиков. Нередко они, пройдя лишь небольшое и недлительное переобучение, начинают чувствовать себя «элитой»: с соответствующими запросами, требованиями и условиями. Споры пилотов и их работодателей сегодня слышатся довольно часто.
Штучный товар
Конечно, отрицать нельзя: летчики — что называется, товар штучный. Это успешные и высококвалифицированные специалисты, имеющие высокооплачиваемую работу. Сегодня средняя зарплата командира воздушного корабля около 500 тысяч рублей. И когда люди, которые зарабатывают такие суммы (примерно 10 среднемесячных зарплат по стране) в месяц, начинают требовать повышения своей оплаты труда, это выглядит странно. Как правило, летчики ссылаются на то, что в других странах зарплата профессионалов их уровня и специализации чуть выше: для примера сегодня все чаще называют Китай. И, естественно, на этом фоне они ждут какого-то сочувствия и понимания со стороны: тяжелая и сложная, не прощающая ошибок работа, огромная ответственность за людей на борту, короткий летный век, за который надо обеспечить себе хорошее и достойное будущее. Однако далеко не все соглашаются с их доводами. И сочувствовать не торопятся.
Сегодня все чаще за отстаивание прав пилотов берутся специальные организации: профсоюзы. В одном из крупнейших российских перевозчиков — компании «Аэрофлот» — их два. Однако в последнее время все чаще и больше слышно только об одном из них: Шереметьевском профсоюзе летного состава. Он находится в жестком противостоянии с руководством авиакомпании и нередко становится инициатором судебных тяжб и разбирательств, подбивая недовольных сотрудников бороться с неугодным работодателем.
Четверть века
За 25 лет существования такой «правозащитной» организации уже накопилась достаточно богатая история со скандалами, интригами и разборками, говорят журналисты. Так, например, одним из громких дел было создание в девяностых организации «Материк». Сброситься на нее предложили всему летному составу. Компания должна была построить для летчиков дома в Подмосковье за небольшие деньги. Естественно, такое предложение было интересным, но последовательность всех действий первых лиц вновь созданной компании привела к тому, что пилоты только потеряли деньги, не получив ничего взамен.
Еще одна проблема была связана с базой отдыха на Карельском полуострове Якимаваара. Эта база отдыха была когда-то подарена профсоюзу. Про нее вскользь вспомнили на одной из конференций. Президент Шереметьевского профсоюза заявил, что база была продана как нерентабельная. Однако у многих возник вопрос: а почему ее купили? Кому было нужно нерентабельное предприятие?
Еще одной историей, от которой остался неприятный осадок, было строительство теннисного корта. Президент профсоюза выделил деньги на укрепление спортивно-оздоровительной базы. В результате же он построил корт у себя на участке с посылом, что все желающие могут приходить и играть.
Из числа недавних «ярких» выступлений называют последние судебные тяжбы. В апреле 2015 года был вынесен Мещанским судом приговор троим активистам профсоюза по обвинению в покушении на мошенничество. Пилоты Пулково с иском против авиакомпании «Россия» добрались даже до Верховного суда, который все же отклонил их требование об увеличении заработной платы, признав ее соответствующей российским реалиям.
Судебная порука
Многие эксперты, анализируя деятельность профсоюза, удивляются тому, почему все время нужно идти в суд. Ведь есть немало способов договариваться спокойно. Это и рабочие встречи, и разные виды диалогов, которые могут быть очень конструктивными, и встречное движение, и разумные компромиссы. «Профсоюз — организация по природе своей конфликтная, поскольку прежде всего обязана отстаивать интересы работников, — рассуждает Валерий Селитринников, руководитель Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР). — Надо понимать, что работодатели — это чаще всего собственники бизнеса, они в первую очередь пекутся о доходах. Тем не менее к голосу профсоюзов все прислушиваются, когда садимся за стол переговоров. Мы действуем через трехстороннюю комиссию: профсоюзы, работодатели и представители правительства. И добиваемся результатов: разумеется, с учетом российских реалий, включая размер материального вознаграждения». И это несмотря на то, что пилоты далеко не самый «угнетаемый» класс работников. В том же «Аэрофлоте» им регулярно вводят надбавки и коэффициенты, предлагают единовременные выплаты и т. д. тут стоит понимать, что есть же и прочий персонал, например, наземный, который ничуть не хуже пилотов и работает не меньше. Но при этом зарплата у них существенно ниже. «Для нас сейчас самая актуальная проблема — зарплата бюджетников-метеорологов, которые в регионах получают 6-10 тысяч рублей. На этом фоне требования пилотов при всей сложности и уникальности их работы,выглядят несколько завышенными. Это, кстати, публично признал министр транспорта Максим Соколов...» — говорит Валерий Селетринников.
Зона ответственности
Как считают представители других профсоюзов, зарплата авиаработников и летного персонала — прерогатива менеджмента авиакомпании. Они сами определяют меры, которыми удерживают своих работников на рабочих местах, не давая им повода задумываться о работе не то что у другого перевозчика, но и в другой стране. При этом есть еще и такой нюанс, что, стараясь угодить одним, нужно при этом не вызвать недовольство других, например, все тех же наземных служб, у которых и так зарплата существенно меньше. Тут и нужны профсоюзы, которые будут стараться уравновешивать все категории сотрудников.
Однако в такой иерархии важно, чтобы одна сторона не начала приказывать другой, что ей делать, и диктовать свои порядки.
«В настоящее время профсоюз возглавляют люди, чьи профессиональные и личные качества я искренне уважаю. Но их действия считаю неприемлемыми: они деструктивны и разрушительны. Чтобы решать вопросы, надо уметь договариваться! Их не раз приглашали на переговоры и бывший, и нынешний генеральный директор „Аэрофлота“. Должен быть двусторонний процесс, когда люди настроены слышать друг друга, а не выдвигать ультиматумы. Сейчас же вся деятельность ШПЛС сводится к тому, чтобы любыми способами досадить руководству авиакомпании, с которым они находятся в постоянном противостоянии. Наглядный пример — позиция по рынку труда. Профсоюз категорически против найма иностранных пилотов, но при этом он за то, чтобы российские летчики искали себе рабочие места за рубежом. Но ведь так не бывает: либо рынок открыт, и все его участники равноправны, вольны действовать в своих интересах, либо рынок регулируется в интересах общества и государства. А здесь борьба за права коллектива и свободу слова на деле сводится к тому, что сотрудники выступают от лица компании, которая им это право не делегировала», — говорит заместитель командира учебно-летного отряда в «Аэрофлоте» Александр Мирошниченко.
Смотрите также:
- Георгий Бовт: Чинуша круче бандита? Плюсы и минусы работы госслужащих →
- Баланс между зарплатой и ценой билета. Как защищены работники авиации →
- Привычка к варварству →