Курс на Южную Азию. «Роснефть» планирует строить НПЗ в Индонезии

В планах компании, о которых было объявлено на форуме, поучаствовать в строительстве нефтеперерабатывающего комплекса Tuban в восточной части острова Ява. «Сейчас Индонезия импортирует произведённые из российской нефти нефтепродукты в основном из Южной Кореи и Сингапура, и «Роснефти» важно поставлять нефть в страну напрямую. 10 лет назад Индонезия добывала 71 млн тонн нефти, сегодня 38 млн тонн, а к 2030 г. это будет 11 млн тонн. И это при росте потребления. Конечно, это создаёт условия для нашего интереса и по поставкам, и по участию в переработке, и по трейдингу», — заметил глава «Роснефти» Игорь Сечин.

   
   

Энергетические потребности Индонезии

Эксперты отмечают, что за последние годы Индонезия начала превращаться в глобального энергетического потребителя. В первую очередь это, конечно же, связано с демографическим подъёмом, отмечающимся в стране, — сегодня данное государство на четвёртом месте по численности населения: здесь проживает 260 млн человек. И эта демографическая кривая оказывает немалое влияние на развитие рынка. При этом в стране отмечается неплохой рост ВВП — около 5% в год.

С точки зрения потребления, наибольший интерес здесь представляют моторное топливо, т. к. высоки продажи автомобилей и высок объём осуществляемых перевозок. Поэтому неудивительно, что в ближайшее время государство займёт одну из лидирующих позиций по потреблению топлива в АТР. А для удовлетворения растущего спроса, как считают аналитики, нефтеперерабатывающие мощности до 2020 года должны будут увеличиться до 2,3 млн баррелей в сутки.

«Если взглянуть в будущее на несколько лет вперёд, наши ресурсы постепенно сокращаются — они не такие и богатые. Но экономика при этом растёт, население растёт, и это показывает, что нам необходимо импортировать большие объёмы нефти», — заявил директор Департамента нефти и газа Министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Виратмайя Пуйя на саммите в Сочи. И по его словам, Россия для Индонезии в вопросах топлива и энергетики — самый предпочтительный партнёр.

Планы по переработке

Несмотря на то, что топливо стране приходится закупать, перерабатывать его индонезийцы планируют всё же своими силами. Для чего и приступают к строительству мощных НПЗ на территории страны. Аналитики же уверены и уже отмечают тот факт, что за участие в таких проектах готовы бороться крупнейшие игроки нефтяного рынка.

У Индонезии есть все возможности стать глобальным как транспортным, так и энергетическим хабом. И именно поэтому различные проекты, связанные с нефтепереработкой и нефтехимией, здесь вызывают большой интерес. «Создавать производство в Индонезии выгодно: переработал нефть и везёшь куда угодно — хоть в Австралию, хоть в Японию», — отмечает директор Rupec Андрей Костин. Тут стоит учитывать ещё и тот факт, что вместе с планами по строительству крупного НПЗ есть ещё и планы по созданию продукции с высокой добавленной стоимостью. Да и экспорт нефтепродуктов и нефтехимии в АТР выглядит довольно привлекательно.

При этом сами индонезийцы, обсуждая такие масштабные и долгосрочные проекты, предпочтение отдают России. «Что касается переработки, у РФ есть прекрасные технологии. И мы рассчитываем, что российские партнёры примут участие в строительстве НПЗ Tuban на острове Ява, который очень близок к области потребления — 70% населения живёт именно в этом регионе», — отметил Виратмайя Пуйя.

   
   

Каким будет комплекс

Говоря о перспективе сотрудничества, нужно представлять себе, каким будет комплекс, к участию в строительстве которого планируют пригласить Россию. Так, проектная мощность Tuban составляет 15 млн т/год. По плану, будет возводиться крупная установка каталитического крекинга мазута и нефтехимического комплекса. В планах организаторов проекта приём комплексом супертанкеров класса VLCC дедвейтом до 300 тыс. тонн.

Достижения российской стороны

Накануне саммита Россия-АСЕАН Игорь Сечин познакомил индонезийскую делегацию с имеющимся у россиян опытом реконструкции крупного НПЗ — на примере Туапсинского предприятия. Как известно, инвестиционная программа «Роснефти» предусматривает увеличение мощности старейшего в отрасли нефтеперерабатывающего предприятия до 12 млн тонн нефти в год и глубины переработки — до 98,5%. После проведённой модернизации завода индекс сложности Нельсона возрастёт до 9 и достигнет уровня аналогичных показателей НПЗ в Западной Европе. В ходе модернизации Туапсинского завода компания приобрела компетенции мирового уровня, позволяющие ей проектировать и строить современные технологически сложные НПЗ как на территории России, так и за рубежом.

Аналитики уверены, что при участии в проекте в Индонезии компании не придётся инвестировать много собственных средств, т. к. проект планируется осуществлять на принципах проектного финансирования. При этом приобретает российская сторона от участия в таком мероприятии очень многое — так, например, компания может заявить себя на перспективном рынке нефтепродуктов и заключить долгосрочные контракты. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Индонезия — потенциальный партнёр России по освоению шельфа, и с их стороны не раз озвучивались планы войти в шельфовые проекты крупнейшей нефтяной компании РФ в качестве акционеров.

Смотрите также: