Новое дело в 50+. Как прошёл учебный год у предпенсионеров

Теоретическая часть обучения по всем специальностям проходит с использованием цифровой техники. © / Shutterstock.com

Почти год в рамках нацпроекта «Демография» работает программа профессионального обучения и дополнительного образования для людей предпенсионного возраста. Рассчитана она до 2024 г. Каковы итоги 2019-го?

   
   

Женщин больше, чем мужчин

В нынешнем году в стране появилась новая категория граждан – предпенсионеры, и им предоставлена возможность за счёт федерального бюджета пройти курс профессионального обучения или дополнительного профобразования. Обучение проходит по международным профессиональным стандартам с использованием инфраструктуры Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». А 600 основных программ для этого разработала Академия Ворлдскиллс. Кроме того, в проекте участвуют Служба занятости населения и работодатели.

Первые слушатели при­ступили к обучению в марте. «Пилотами» стали Томск, Тюменская область (города Тюмень и Тобольск), Екатеринбург, Новгородская область (Великий Новгород и Боровичи), Казань, Москва и Реутов Московской области. Затем подключились ещё 63 региона, 15 готовятся присоединиться.

Львиную долю студентов составили женщины (72%), мужчин в проекте оказалось гораздо меньше (28%). Более половины студентов – люди с высшим образованием, треть – со средним профессиональным, и оставшаяся небольшая часть – со средним общим.

Повороты судьбы

«Количество компетенций в программе выросло со 116 в марте до 127 в октябре –декабре, – говорит заместитель гендиректора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», директор Академии Ворлдскиллс Светлана Крайчинская. – Наиболее предпочи­та­емыми оказались веб-дизайн и разработка, дошкольное воспитание, поварское дело, графический дизайн, электромонтаж, парикмахерское искусство, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, предпринимательство, эстетическая косметология и IT-решения на платформе 1С».

Выбор разнится в зависимости от уровня образования. Люди с общим образованием предпочли медицинский и социальный уход, поварское дело, парик­махерское искусство, кирпичную кладку, веб-дизайн и разработку. Со средним специальным – дошкольное воспитание, медицинский и социальный уход, веб-дизайн и разработку, парикмахерское искусство и кондитерское дело. А большинство тех, кто имеет дипломы вузов, заинтересовались веб-дизайном и разработкой, кроме того, выбирали дошкольное воспитание, графический дизайн, IT-решения на платформе 1С и парикмахерское искусство.

Люди приходили учиться с разными целями: кто-то хотел приобрести новую профессию, чтобы не остаться после выхода на пенсию не у дел или исполнить давнюю мечту, кто-то – повысить квалификацию, а кто-то – профессионализировать своё хобби.

   
   

У некоторых перед выходом на пенсию карьера изменилась резко. Экономист, например, превратилась в специалиста по эстетической косметологии. Проработавший всю жизнь в торговле человек – в винодела. Воспитатель детского сада – в парикмахера. Кому-то в поисках работы необходимо было повысить квалификацию, кому-то, что называется, до­брать темы, чтобы разбираться во всех тонкостях профессии.

Преодолев страх перед неизвестностью, люди доверились новому делу – и оказались в выигрыше, прежде всего душевном и эмоциональном.

 

Что в округах?

И если поначалу, как рассказывают преподаватели, набор проходил точечно – зазывали всех знакомых, то теперь уже реклама программы и сарафанное радио дали свои результаты: предпенсионеры сами потянулись в центры обучения, возросло и количество тех, кто приходит учиться через сайт https://50plus.worldskills.ru

Чаще прочего люди выбирают именно профобучение (42%), то есть решают получить новую профессию. И у этой части учеников-предпенсионеров на первом месте сфера услуг, затем – строительство и строительные технологии, а замыкают тройку лидирующих профессиональных направлений транспорт и логистика.

Для переподготовки также самой востребованной оказалась сфера услуг. Но очень много и желающих получить навыки в творческих специальностях. Интерес к ним сами представители «серебряного» возраста объясняют тем, что эти профессии позволяют работать удалённо в удобное время.

Небезынтересен и выбор специальностей для повышения квалификации. В основном это профессии, связанные с интеллектуальным трудом. Наиболее распространённые – в сферах образования, услуг и информационных технологий. Людям, работающим здесь, интересно узнать современные тренды и возможности, чтобы оставаться востребованными на рынке труда.

Если же посмотреть на предпочтения в разрезе федеральных округов, то во всех, кроме Центрального, лидирует всё та же сфера услуг. При этом чаще всего компетенции в этой области выбирают предпенсионеры Северо-Кавказского и Дальневосточного округов. Второе место по востребованности в округах занимают информационные и коммуникационные технологии.

Относительно равномерно в разрезе регионов выглядит запрос на компетенции блока «Творчество и дизайн». Но всё же более других ими заинтересовались предпенсионеры в Приволжском, Центральном и Уральском федеральном округах. Строительные ­специальности оказались наиболее востребованы в Южном, а наименее – в Дальневосточном округе.

Реже всего ученики предпенсионного возраста выбирали компетенции блоков «Образование» и «Транспорт и логистика».

«Подводя итоги, – говорит С. Крайчинская, – можно сказать, что распределение запросов «серебряных» студентов несколько отличается в зависимости от округа и связано, по всей видимости, с наличием центров обучения Ворлдскиллс, географией разделения труда и экономикой регионов страны, а также с другими факторами – сложностью программ, возможностью применить полученные навыки на практике и т. д.».

Смотрите также: