Программа фармацевтических факультетов страны по-прежнему позволяет будущим провизорам в полном объёме насладиться изучением самых разнообразных химий. Дело это, несомненно, полезное, хотя теперь постижение данных дисциплин носит скорее познавательный, чем практический характер.
Опрошенные корреспондентом «ЛекОбоза» студенты фармацевтического факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова высказали свою позицию довольно чётко и без обиняков. Их влекут совсем другие горизонты, а работа в производственной аптеке не входит в число приоритетов. Может, и не стоит тревожиться, учитывая, что аптек, в которых продолжают готовить лекарства, осталось совсем немного. Но почему-то всё равно грустно, что многие из наших коллег, настоящих и будущих, так никогда и не узнают из личного опыта про такую важную и интересную профессию.
Знаний много не бывает
Светлана Шилькова, «ЛекОбоз»: Из чего складывается ваш день?
Анна Медведева: Начнём с того, что провизор-аналитик – это главный человек нашего маленького производства, который отвечает буквально за всё:
- анализ очищенной воды и воды для инъекций в соответствии с требованиями ГФ;
- санитарное состояние производственных помещений аптеки;
- контроль качества вымытой посуды;
- приготовление и анализ дезинфекционных средств;
- все виды внутриаптечного контроля изготавливаемых в аптеке лекарственных форм;
- контроль за соблюдением технологических правил и приёмов изготовления лекарственных средств;
- качественный и количественный анализ субстанций, используемых в производстве;
- контроль сроков годности.
Вот из всего этого и складывается мой день. Очерёдность выполнения моих должностных обязанностей может варьироваться, но суть остаётся неизменной.
- Кто не сможет быть, на ваш взгляд, провизором-аналитиком?
– С вашего позволения я сформулирую вопрос по-другому: «Какими данными нужно обладать, чтобы стать провизором-аналитиком?» Как я уже сказала, ответственность на провизоре-аналитике лежит огромная. Поэтому прежде всего необходимо понимание всей степени ответственности и готовность взять её на себя. И конечно же, полноценный багаж знаний, что предполагает качественное фармацевтическое образование. Добавьте сюда умение строить отношения в коллективе – и портрет провизора-аналитика практически готов.
- Во время обучения на фармацевтическом факультете вы изучили 9 химий. Что из полученных знаний пригодилось на практике?
– Учиться было интересно. Особенно вдохновляли многоэтажные структурные формулы. И, хотя на практике пользуешься, естественно, не всем, что было заложено в меня и моих товарищей в институте, считаю, что знаний много не бывает.
Немного истории
После Октябрьской революции 1917 года в России сложилась неблагоприятная ситуация по обеспечению населения лекарственными средствами, так как их поставки из-за рубежа прекратились. В связи с чем было необходимо найти собственные ресурсы для оказания лекарственной помощи населению. Это дало мощный толчок развитию аптечного дела. Тогда же встал вопрос о необходимости контроля ЛС, изготавливаемых в аптеках.
Перспективный практик
- Провизор-аналитик должен владеть самыми различными методами для проведения количественного анализа лекарственных средств: титриметрическим, рефрактометрическим, колориметрическим и многими другими. Кем больше ощущаете себя – научным работником или практиком?
– Действительно, в своей работе я пользуюсь самыми разными методами анализа и приборами: рН-метром и рефрактометром для определения рН и концентрации растворов, а для проведения анализа количественного содержания лекарственных средств – различными методиками титрования. Но, конечно, чувствую себя больше практиком, чем научным работником, так как все мои действия направлены не на разработку чего-то нового, а на использование уже готовых методик для достижения наиболее точного результата анализа, конечным итогом которого должны стать качественные и эффективные лекарственные формы, соответствующие всем требованиям ГФ.
- Есть ли перспектива у производственных аптек и у вашей профессии в частности?
– С каждым годом наша номенклатура по тем или иным причинам уменьшается. Однако необходимость в экстемпоральных лекарственных средствах, тех, которые промышленность так и не сумела освоить, остаётся. Это препараты, используемые в офтальмологии, дерматологии и педиатрической практике. Поскольку дозы лекарств, назначаемые детям, чрезвычайно малы, а промышленность их в такой дозировке не выпускает, родители не могут точно выполнить предписания врача. Ведь практически невозможно разделить таблетку на десять, а то и больше совершенно равных частей. Поскольку наша аптека обслуживает кардиоцентр, то мы изготавливаем и кардиоплегические смеси (растворы для искусственной остановки сердца), применяемые при операциях. Поэтому те, кто считает, что производственные отделы в аптеках не нужны, пусть поинтересуются мнением пациентов, которым наша помощь просто жизненно необходима.
Вредная профессия
- Раньше профессия провизора-аналитика считалась вредной для здоровья, что находило своё отражение в комплексе мероприятий по охране труда. Как сейчас обстоят дела?
– Ничего не изменилось. Профессия аналитика и сейчас относится к вредным для здоровья. Ведь мы работаем с реактивами и субстанциями. Руководство аптеки, согласно нормативам об охране труда, обеспечивает работникам производственных аптек положенный дополнительный отпуск, 7‑часовой рабочий день и ежегодный профосмотр.
- У знаменитого итальянского писателя Джанни Родари есть строчки: «У каждого дела запах особый…» Есть ли определённый аромат у вашей профессии?
– Производственная аптека, конечно, имеет свой специфический аромат. Без этого никак не обойтись. Некоторые субстанции, с которыми мы работаем, так сильно пахнут, что часто этот шлейф сопровождает тебя до самого дома. Многим он может показаться неприятным – только представьте коктейль из запахов аммиака, хлорамина, формальдегида и кипящих пробок. Но, невзирая ни на что, это свой, неповторимый, родной запах, вспоминая который все, кто когда-то работал в аптеке, испытывают определённую ностальгию.
Счастливый выбор
- Несколько слов о своей профессии для тех, кто только овладевает азами фармацевтического дела.
– Это сложная, напряжённая работа, требующая полной отдачи, но именно она изо дня в день даёт возможность помогать людям и право гордиться избранной специальностью.
- Последний вопрос, наверное, можно было и не задавать. Но всё-таки спрошу: означает ли это, что вы считаете свой выбор профессии верным?
– Я, пожалуй, отвечу словами известного педагога К. Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет». Так вот, я счастлива!
Наверное, мало кто слышал о переворачивателях пингвинов. Работники этой специальности востребованы в Антарктике и свой рабочий день посвящают тому, чтобы помочь упавшим на спину птицам снова твёрдо встать на лапы. Существует даже список редких специальностей, в который кроме только что упомянутой входит и ряд других. Будем надеяться, что провизор-аналитик никогда его не пополнит. Хотя одной надежды тут мало, и всем нам надо очень постараться, чтобы не утратить знания и опыт, накопленные многими поколениями наших коллег.
Только факты
1922 г. – каждой аптеке по распоряжению фармацевтического отдела Наркомздрава РСФСР выделялся контролёр, который должен был проводить проверку изготовляемых лекарств.
1925 г. – вышла первая советская фармакопея.
1926 г. – были изданы первые пособия по анализу лекарств в условиях аптеки.
1932 г. – число аптек превысило дореволюционные показатели на 40%.
1941 г. – аптечная система имела 133 контрольно-аналитических кабинета и стола в аптеках.
1959–1965 гг. – к концу семилетки в СССР было 2057 контрольно-аналитических кабинетов.