Особенности национальной заморозки: рост цен на продукты — результат многолетних ошибок правительства?

В список социально значимых продуктов попал мизерный перечень, на котором и дня не протянешь. А то, чем народ на самом деле питается, продолжает расти в цене.

   
   

Люди старшего поколения хорошо помнят времена тотального дефицита, а потому на всякий пожарный скупают всё, что позволяет скупить семейный бюджет. И магазинные полки начинают пустеть. А родилась эта продуктово-народная проблема не вчера и даже не год назад! Это давняя история — история системных ошибок правительства страны и законодательной власти.

Чего не сделали

Только вдумайтесь: на рынке подсолнечного масла хозяйничают всего четыре крупные компании! Это значит, что их власть и оборот средств сопоставимы лишь с «владениями» нефтяных магнатов. И неужели они не смогут договориться, чтобы их оставили в покое? Да на продуктовом рынке сплошь монополии. ФАС обвиняет в ценовых сговорах лишь отдельных производителей и поставщиков товаров, однако известно, что рыба гниёт с головы, а потому без создания конкурентной среды (для которой нет даже достаточной законодательной базы) страну не избавить от диктата монополий.

Россия стремится стать независимой от зарубежья. Но до продуктовой самодостаточности ей ещё далеко. Где-то на Западе подорожали некоторые продукты, и выяснилось, что стратегии импортозамещения в стране никогда не было. А потому 35% рациона питания россиян ввозится из-за рубежа. Естественно — уже в подорожавшем виде.

Несмотря на огромные деньги, идущие в нацпроект АПК, страна даже не может обеспечить себя мясом. На фоне США и ЕЭС это выглядит более чем странно: там в 10 раз меньше людей в процентном отношении занято в сельском хозяйстве, однако это не мешает им обеспечивать мясом свою страну да вдобавок и экспортировать продукцию по всему миру. В большей степени от их поставок сейчас зависит и Россия. Дефицит внимания к сельскому хозяйству способствовал тому, что поголовье скота все годы независимой России продолжало снижаться. Число коров за последние 4 года сократилось в два раза, свиней за 16 лет стало меньше в 3 раза. Производство сухого и концентрированного молока снизилось в этом году уже на 17%!

Поэтому импорт мясо-молочных продуктов за 8 месяцев 2007 г. вырос на 15%, импорт сливочного масла составляет почти 60%, а сыра — почти 80% относительно их производства в стране.

Понятно, что в таких условиях Россия не должна экспортировать свою продукцию за рубеж. Но экспорт сгущённого молока и сливок в 2007 г. по сравнению с 2006 г. вырос на 10%, сливочного масла — на четверть, а сыра — на 60%. Естественно, всё это привело к росту цен на эту продукцию и на внутреннем рынке. Увеличился в 2 раза за последние 6 лет объём производства растительного масла, однако при этом резко возросла и его продажа за рубеж. В результате цены на этот продукт за последние месяцы удвоились.

   
   

Но самые большие накрутки идут на этапе посредничества. Число перекупщиков разрослось до катастрофических размеров. А ведь создать механизм сокращения этих ненужных звеньев не так уж трудно. В одном пакете молока — около 5% себестоимости, а всё остальное — упаковка, налоги и наценки. Так, может, за счёт этих этапов и снизить цены?

В стране нет современной системы транспортировки продуктов от производителя к покупателю, сельские дороги в плачевном состоянии. В результате помидоры дозревают в дороге, затем там же и догнивают. И вдобавок на это месиво накручивают якобы стоимость бензина, за счёт которого его доставили в магазин. Да уже вся Европа использует биоэтанол — его пяти-семипроцентное содержание в обычном бензине - уже норма, а в 6 штатах Америки даже обязательны 10%. И не надо тратиться на супердорогое переоснащение заправок и автомобилей — просто разбавляй бензин дешёвым аналогом привычного топлива. А с российским количеством сельхозотходов и лесного валежника страна уже давно могла бы на биоэтаноле сэкономить огромные деньги и предотвратить начавшийся дефицит бензина. Хорошо хоть сейчас начали заниматься данным вопросом.

Многие помнят существовавшую раньше систему госзакупок. Мясо, молоко, овощи и даже шкуры, шерсть и другие товары государство закупало, чтобы потом по фиксированным ценам продавать людям. Почему не вернуть этот положительный опыт? Эта практика уже применяется в развитых странах.

Что нужно сделать

Стране срочно нужна грамотная, чёткая стратегия развития. То, что выдаётся за стратегию сейчас — без приоритетов, целей и задач, — приводит к шараханью экономики из стороны в сторону. В результате никто не может дать гарантии, что после выборов цены снова не взлетят.

Несмотря на все признаки стабильного роста инфляции и розничных цен на товары первой необходимости, государство продолжило наполнение денежных каналов всё более лёгкими рублями. Только за 9 месяцев 2007 г. объём денег у граждан увеличился на 27,8%. Этот рост последние пять лет сопровождался падением производства. Так были заложены основы нынешней инфляции. Грубо говоря, денег в карманах покупателей стало больше, а количество продуктов на полках уменьшилось.

В сложившихся условиях основными мерами должны стать государственная интервенция, стимулирование производства через дотации, закупки из-за рубежа мясо-молочной продукции при одновременном сокращении объёма денежной массы в обращении. Необходимо разрушать сговоры небольшого числа продавцов на каждом конкретном локальном рынке, предотвращать рост цен на комбикорма, транспортные услуги, энергоносители для фермеров и сельхозорганизаций. Важно наращивать товарные запасы сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Снижение импортных пошлин на продукты питания должно носить лишь временный характер. В противном случае это подавит конкурентоспособность продуктов российского производства. Нужно иметь в виду, что инфляция имеет в России классовый характер, так как цены растут быстрее на товары первой необходимости и более низкого качества, чем на дорогие товары и предметы роскоши. Простых людей вынуждают экономить на здоровой пище, на лекарствах, а это удар по будущему России. Нынешний рост цен на продукты питания — это результат прошлых стратегических ошибок, который может негативно повлиять на население в будущем.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Валерий Елхов, гендиректор Союза мороженщиков России:

— Власти опоздали с введением таможенных пошлин и заморозкой цен на продукты. Стоимость многих продуктов, при производстве которых без молока не обойтись, продолжает расти, и её не остановить административными мерами. В лакомстве должно быть до 10% сухого молока. А если этот ингредиент вдвое подорожал, выбор у коммерсанта небогатый: или увеличивать конечную стоимость продукции, или использовать заменители молочного жира. На днях нам предложили закупать сливочное масло всего за 55 руб./кг. Цена фантастически низкая, ведь на приготовление 1 кг масла уходит 21 л молока. Значит, никакого молока в этом масле нет, а есть немного сыворотки, а всё остальное — растительные добавки. Но выпускать суррогат невыгодно, люди просто не будут покупать невкусный, хотя и дешёвый продукт.

Исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов:

— Административного регулирования цен, о котором все говорят, по сути, не происходит. Соглашение подписано с крупными торговыми компаниями, которые предложили стабилизировать цены, чтобы отвести от себя удар обвинений. Это кратковременная мера — бизнес не может выступать в роли палочки-выручалочки для всех нерешённых социальных проблем, которые есть в государстве.

Запас не ломит?

— Как только цены поползли вверх, мы помчались закупать впрок крупы и прочее. Но вот вопрос: как долго запасённое добро не испортится? Л. Тукмакова, Калининградская обл.

С помощью руководителя лаборатории санитарно-пищевой микробиологии и микроэкологии ГУ НИИ питания РАМН Светланы Шевелевой мы составили таблицу.

 

 

 



 

 

 

Цены, стоять смирно!

— Готовясь к выборам, российские власти наложили запрет на рост цен. В некоторых местах, например в Бурятии, была установлена предельная стоимость говядины, рыбы, сливочного и подсолнечного масла, сахара, хлеба. В других запретили вывозить продукты «на сторону». Но разве возможно сдержать рост цен чисто административными мерами? И. Лыцкий, Ярославль

Попытки устанавливать цены на продукты «сверху» предпринимались ещё во времена Римской империи, говорит историк Семён Экштут. Император Диоклетиан в 301 г. обнародовал эдикт, установивший предельные цены на товары первой необходимости и предметы роскоши. Однако указ привёл лишь к резкому росту спекуляции. Один из самых трагических эпизодов необдуманного вмешательства государства в экономику произошёл накануне Февральской революции 1917 г. Во время Первой мировой войны в России были установлены твёрдые закупочные цены на зерно, муку, крупы, мясо, рыбу, соль, яйца, табак. Список постоянно расширялся. Параллельно с этим из самых благих побуждений власти запретили вывоз товаров первой необходимости за пределы регионов, где они были произведены. В итоге продукты, на которые были назначены твёрдые цены, исчезли из легального оборота и продавались только на чёрном рынке. Крестьяне перестали привозить хлеб в города, предпочитая перегонять зерно на самогон. К февралю 1917 г. хлеба не хватало даже в действующей армии.

 

Владимир Квинт,

иностранный член РАН,

Московская школа экономики МГУ

Смотрите также: