В новостных лентах – шумиха. Гендиректор «Уралкалия», глава наблюдательного совета Белорусской калийной компании Владислав Баумгертнер задержан в Минске по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями. Уже звучат предположения, что ущерб от его действий оценивается в 100 млн долларов, за что ему может грозить до 10 лет лишения свободы.
Читайте также | |
---|---|
Для людей, далеких от большого бизнеса, поясню: Белорусская калийная компания – это совместное предприятие российского «Уралкалия» и белорусского «Беларуськалия». «Уралкалий» – это крупнейший в мире производитель минерального удобрения. Выручка компании в прошлом году составила около 4 млрд долларов.
История с задержанием бизнесмена могла бы сойти за банальную бизнес-войну по переделу рынка, если бы в ней не фигурировали высокопоставленные лица обоих государств. Поэтому в воздухе повис вопрос: кто кого? Будут ли российские власти вызволять узника и почему?
Баумгертнер поехал в столицу дружественного государства в качестве гостя его премьер-министра. А оказался узником, обвиненным Следственным комитетом в нанесении существенного вреда «Беларуськалию», Белорусской калийной компании, а также государственным и общественным интересам самой республики. Причем дружественное приглашение, как потом выяснилось, в места не столь отдаленные, распространялось и на других топ-менеджеров «Уралкалия». Только от поездки они дальновидно отказались.
В России арест бизнесмена назвали злостной провокацией. А первый вице-премьер Игорь Шувалов в комментариях СМИ даже обронил слово «неадекватно».
Весной этого года президент Белоруссии заявлял о необходимости создания «Союзкалия» – «одного мощного канала» российско-белорусского сотрудничества в калийной области. Планировалось, что это позволит соблюсти интересы обеих сторон. Однако позже «Уралкалий» отказалась стать частью этого канала, сославшись на решение Лукашенко, которое, по мнению руководства российской компании, могло ухудшить ее положение на рынке.
Вскоре после ареста Баумгертнера официальный представитель Следственного комитета Белоруссии заявил СМИ, что располагает данными о враждебных планах менеджмента «Уралкалия» (в отношении производителей калия ряда других государств), «от которых за версту тянет масштабным аферизмом и международным рейдерством».
Подобные заявления (как в адрес крупных бизнесменов, так и в адрес политиков) не делаются без разрешения сверху. Но российское государство не имеет долю в бизнесе «Уралкалия». Так на что же рассчитаны подобные наезды?
Во-первых, не секрет, что существуют дружественные связи между акционерами компании и околоправительственным окружением. А значит, заступаться за честь российского бизнеса будут не последние люди. Во-вторых, «Уралкалий» стоит больших денег. Не защищая его интересы, мы фактически бросили бы на произвол судьбы крупного налогоплательщика. Да и не к лицу России своих в беде бросать. Зная наш менталитет, белоруссы, скорее всего, захотят извлечь свою выгоду попыткой склонить Москву на какие-либо уступки. Да и принцип, который мне озвучил один украинский политик, увы, никто не отменял: что хорошо в дружбе – так это то, что у друга можно попросить денег, а потом его послать.
Чем закончится эта история? Предполагаю, что продолжение и завершение будет аналогично другим похожим историям. Встретятся. Если наши не захотят делиться — поругаются. Потом опять встретятся. Пожмут друг другу руки. Надолго ссориться не будут, ведь из-за этой неразберихи убытки терпят обе стороны. Согласна с теми, кто считает, что арестованного гендиректора вернут домой, но взамен придется пообещать какие-то льготы белорусскому бизнесу. В пользу того, что России придется «в чем-то уступить белорусской стороне», говорит и наше стремление к интеграции. Это наша своеобразная ахиллесова пята. Ведь для того, чтобы рынок развивался, нужно 400-450 млн потребителей, а у нас только 140 млн. (Кстати, по этой причине США, Китай и Индия ни с кем не интегрируются, а Европа объединилась). Россия заинтересована в интеграции с Белоруссией (как и с другими бывшими республиками СССР). Но для того, чтобы что-то получить, надо что-то отдать. Даже когда речь идет о паритете интересов, каждая сторона преследует свои интересы. А в пользу того, что обе стороны готовы к диалогу, говорит недавняя встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в России Игорь Петришенко со статс-секретарем – замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Виктория Никитина Журналист-обозреватель, эксперт по социально-экономическим вопросам |