Программа модернизации «Почты России», пожалуй, начинает обретать чёткие очертания — Минкомсвязь РФ вместе с Федеральной таможенной службой и «Почтой» разрабатывают план по переходу всех отделений ФГУПа на круглосуточный режим работы, сообщил замминистра связи Михаил Евраев.
Рабочая группа, состоящая из представителей ФТС, «Почты» и Минкомсвязи, переводом почтовых отделений на круглосуточный режим не ограничилась — помимо этой меры, планируется введение системы для быстрого реагирования предприятия на пиковые ситуации, в частности в предновогодний период, отметил Евраев. Кроме того, таможенники намерены внести изменения в регламенты обработки почтовых отправлений из-за границы. Ожидается, что эти меры устранят «затоваривание» при пиковых нагрузках на таможне в предпраздничный период, рассказали «Известиям» в пресс-службе ФТС.
В планы Минкомсвязи входит и сокращение сроков пересылки писем. Так, если сейчас пересылка корреспонденции в пределах населённого пункта России может занимать неделю, то в перспективе ближайших пяти лет это время может быть сокращено до двух суток. Что касается пересылки между городами РФ, её сроки будут урезаны до пяти дней (сейчас 10 дней), а пересылки между любыми населёнными пунктами к 2018 году не будут превышать десяти дней (сейчас 40 дней), пообещал Евраев.
Замминистра отметил, что его ведомство совместно с коллегами из «Почты России» активно разрабатывает программу модернизации ФГУПа, итоги этой работы планируется подвести к октябрю.
Без помощи государства не обойтись
В начале апреля этого года пристальное внимание общественности и СМИ было приковано к «Почте России» на фоне почтового коллапса, когда в московских аэропортах скопилось несколько сотен тонн международной корреспонденции и посылок. «Почта России» тогда обвиняла Федеральную таможенную службу, утверждая, что всему виной низкая производительность труда сотрудников таможни, однако в результате в отставку был отправлен именно генеральный директор «Почты» Александр Киселёв.
Эксперты уже не раз заявляли, что почтовая служба России нуждается в глобальной модернизации, которую необходимо проводить как можно скорее, в противном случае растущая популярность покупок в иностранных интернет-магазинах приведёт к ещё большему почтовому коллапсу. На днях Ассоциация компаний интернет-торговли совместно с Ассоциацией компаний розничной интернет-торговли выступила с рядом инициатив, способных, по мнению организаций, улучшить работу «Почты России». Среди основных предложений были такие: введение штрафов за несвоевременную доставку почтовой корреспонденции, упрощение схемы оформления документации, введение SMS-сервиса для потребителей. Воспользуется ли предприятие предложениями представителей интернет-торговли (крайне заинтересованных в том, чтобы ФГУП работал без перебоев!), пока неизвестно, но желание перевести отделения «Почты» на круглосуточный режим работы — это, по мнению экспертов, сильный шаг, способный улучшить деятельность предприятия.
По мнению Тимура Нигматуллина, аналитика Инвесткафе, переход на круглосуточный режим работы окажет позитивное влияние на качество услуг, оказываемых «Почтой».
«На данный момент большинство отделений работает с понедельника по пятницу с 08:00 до 20:00 (перерыв 13:00–14:00), в субботу с 09:00 до 18:00 (перерыв 13:00–14:00). В воскресенье — выходной. Подобный график работы не удобен многим потенциальным клиентам, так как услуги почтовых отделений востребованы, в том числе и в нерабочее время», — пояснил эксперт АиФ.ru.
Впрочем, Нигматуллин не исключает, что «Почта» может и не перейти на круглосуточный режим работы. Связано это, по словам аналитика, с крупными расходами на оплату труда, которые составляют почти 60 % совокупных расходов предприятия. Для осуществления этого плана не обойтись без дотаций со стороны государства, считает эксперт.
«Руководство компании видит выход из ситуации только посредством наращивания субсидий от государства. Например, в стратегии развития на 2012–2016 годы отдельно акцентируется внимание на государственном софинансировании крупных инфраструктурных инвестиционных проектов „Почты России“», — подчёркивает Нигматуллин.
«Улыбка — это бесплатно»
Деньгин признаёт, что работа предприятия сложилась не лучшим образом, и исправить ситуацию должна своевременная и правильная реорганизация. Главным моментом модернизации, по мнению чиновника, является то, что руководство «Почты» и все сотрудники ФГУПа должны «всегда с улыбкой и радушием осуществлять свою деятельность». «Самое дорогое — это клиент, он должен всегда приходить, к нему надо относиться уважительно, клиент должен понимать, что он безумно интересен «Почте», если не будет клиента — не будет «Почты», опять всё свалится к такому колхозному варианту, который мы видим периодически на всяких почтамтах», — рассуждает депутат. На вопрос корреспондента АиФ.ru о том, что всё это потребует определённых материальных затрат, Деньгин ответил: «Улыбка — это бесплатно».
Правда, одним радушием здесь не обойдёшься, и «Почте» необходимо проводить ребрендинг, «сделать классные офисы», чтобы не было очередей и клиенту было понятно, какое окно где находится и какие функции выполняет, считает депутат. За основу можно взять западный опыт, посмотреть, как эффективно работают американская и европейские почтамты. «Самое главное — поставить грамотных управленцев, которые на начальном этапе хорошего развития «Почты» не убьются на корню и не озлобят граждан РФ, которые будут приходить туда за услугами», — говорит эксперт.
В свою очередь Нигматуллин высказал мнение, что кардинально улучшить качество работы «Почты» может её приватизация, из-за которой, правда, цены на оказываемые услуги вырастут в несколько раз, но тогда можно будет ожидать, что качество обслуживания будет соответствовать международному уровню.
Что касается вопроса налаживания процессов деятельности «Почты» таким образом, как работают иностранные коллеги, Деньгин настроен оптимистично — по его мнению, этот процесс займёт год – полтора, но при условии, что управленцы будут работать честно и эффективно.