Согласно неофициальным данным Следственного комитета, в России насчитывается около 20 тысяч финансовых пирамид. По словам старшего инспектора ведомства Георгия Смирнова, число вкладчиков и количество жалоб пострадавших от деятельности таких организаций до сих пор не удаётся подсчитать. Когда финансовые пирамиды рушатся, их жертвы обращаются в правоохранительные органы, а не к лицам, строившим эти схемы, рассказал Смирнов «Ведомостям».
Проблемы законодательства
Эксперты давно говорят, что для защиты граждан от мошенничества необходимо вводить уголовную ответственность за создание финансовых пирамид. Сейчас в российском законодательстве нет статьи, предусматривающей уголовное наказание за организацию подобных схем – создателей пирамид привлекают только по статье «Мошенничество».
Большинство пирамид в РФ строятся по двум схемам: первая – это когда организаторы скрывают доходы от вкладчиков, такие пирамиды могут носить названия светских клубов, касс взаимопомощи, финансовых социальных сетей. Вторая модель, встречающаяся чаще всего, подразумевает уведомление вкладчиков об участии в пирамиде, в этом случае доказать виновность организатора невозможно.
Подвижки в решении вопроса финансовых пирамид могут произойти после вступления в силу закона о запрете этих организаций – соответствующая инициатива сейчас рассматривается правительством. Документ впервые вводит понятие «финансовая пирамида», которое подразумевает систему, где выплаты осуществляются за счёт денег, полученных в качестве взносов от иных лиц. Кроме того, законопроект предлагает внести в статью 172-ю УК РФ («Незаконная банковская деятельность») новый пункт «Создание финансовой пирамиды и (или) руководство её деятельностью». Согласно нему организаторы сомнительных схем могут быть оштрафованы на 300 тысяч рублей или отправлены за решётку на срок до пяти лет. В случае если финансовой пирамиде удастся привлечь сумму, превышающую 10 миллионов рублей, её создатели могут быть наказаны сроком лишения свободы до десяти лет.
Проблема роста числа финансовых пирамид кроется в судьях и правоохранительных органах, полагает эксперт. «У нас сейчас есть законы, которые позволяют пресечь подобную деятельность. Например, статья в УК РФ об экономических преступлениях, действие которой почему-то было изменено. Теперь для квалификации по этой статье нужны совершенно другие основания. Есть и 159-я статья («Мошенничество»). Однако зачастую положения Уголовного кодекса обходятся в корыстных целях на фоне тотальной коррупции в стране», – рассуждает Сарвазян.
По его словам, нередки случаи, когда судьи, вынося приговор подозреваемым в организации финансовых пирамид, не ссылались на действующие законы. «Финансовые пирамиды – это изъятие у населения сбережений в целях личного обогащения. Этим пользуются чиновники, судебно-правовая и исполнительная власти», – уверен эксперт. Для того чтобы нормализовать ситуацию, представителям органов власти необходимо быть ответственнее и компетентнее, считает он.
«С другой стороны, очевидно, что Центральный банк будет внимательно следить за теми лицами, которые захотят подобного рода организации создавать. Появится реальный рычаг влияния на ситуации, которые возникают в тех случаях, типа Мавроди, когда с помощью финансовых пирамид пытаются ввести в заблуждение людей и завладеть чужими деньгами», – заявил политик в эфире радиостанции Финам FM.
Пирамиды покушаются на пенсии
Как уже говорил Левон Сарвазян, создатели финансовых пирамид придумывают массу способов обогащения за счёт наивных граждан. Так, на фоне реформы пенсионной системы в Сети появились сайты, привлекающие пенсионные средства россиян. Как выяснил «Коммерсантъ», работают такие компании по модели финансовых пирамид и напоминают печально известную «МММ». Одна из систем устроена по схеме «волнообразного роста» числа пользователей – участникам обещают увеличение дохода за счёт привлечения в компанию новых людей. Чем больше членов приведёт участник, тем больше денег он получит.
От других эта схема отличается тем, что бесплатно зарегистрироваться в системе могут только те лица, накопительная часть пенсий которых отправляется в негосударственные пенсионные фонды, являющиеся партнёрами системы. Правда, неизвестно, какие именно фонды с ней сотрудничают.