Председатель центральной контрольно-ревизионной комиссии «Опоры России» Кирилл Всеволожский:
- Положа руку на сердце, «послеживать» за предпринимателями все-таки нужно. Не сформировался у нас еще пока ни механизм саморегулирования, когда профессиональное сообщество начинает само чистить ряды от недостойных, ни «кредитная история» репутации предпринимателя, ни история «кредита доверия» к нему потребителей.
Уже понятно, что предложение вообще запретить проверяющим входить на малые предприятия было полемической фигурой. Тем не менее, определенная истина за этой фигурой стоит.
Ну, в самом деле, представьте себе, что к вам домой периодически заходит участковый и спрашивает, не убили ли вы кого-нибудь за последнее время? Или не украли ли что? А на ваш ответ «нет» следует еще один вопрос: «а чем докажете»? Диковато? Тем не менее, примерно так все и происходит у сотен тысяч предпринимателей.
Как спасаться
«Как спасаться от беспредела?», спрашивает предприниматель. В самой постановке этого вопроса есть некоторая доля лицемерия. «Спасаться», «защищаться», то есть спасать и защищать самого себя, среднестатистический предприниматель, как правило, не готов. Он ищет, кто бы его спас и защитил; только, по возможности, без его участия, без инициативы с его стороны, и, самое главное, чтобы проверяющие не узнали и не осерчали…
Между тем, опыт показывает, что малый предприниматель, прижатый к стенке, вынужденный защищаться – это страшная сила. Более того, у него сразу же находятся соратники и единомышленники, каждый из которых точно так же опасался воевать в одиночку, но готов присоединиться к организованному протесту. И очень скоро выясняется, что «проверяющие» вовсе не так уж всесильны и демоничны, что с ними можно и нужно бороться и побеждать. Что, в принципе, нет ничего невозможного в том, чтобы разогнать половину налоговой инспекции, снять с должности начальника РУВД, переизбрать мэра…
Ахиллесова пята проверяющих
Основная беда наших проверок в том, что в России каждый государственный орган мнит себя правоохранительным. В результате помимо прокуратуры, предусмотренной конституцией и исполняющей обязанности по надзору за исполнением всех законов нашей страны, мы получили несколько десятков «прокуратур» поменьше. И сейчас президентский Указ от 14 мая поставил вопрос совершенно правильно: проверять исполнение Федеральных законов вправе только прокурор. Если эти законы в совокупности с подзаконными актами создают специфическую нормативную ситуацию, в которой способен разобраться только узкий профессионал, – прокурор привлечет таких профессионалов из соответствующих Федеральных служб. И они исполнят свои профессиональные обязанности. Но проявлять избыточную активность в этом вопросе, «наваливаться» на бизнес только потому, что у тебя формально есть такие права – это перебор. И, похоже, президент и премьер-министр это понимают…
Кроме того, здесь не работает разделение властей. Сами проверяем, сами выявляем нарушения, сами же рассматриваем дела и сами назначаем наказание. Подменяем собой не только прокурора, но и судью. В результате возникает явный перекос – эффективность работы оценивается не по количеству выявленных и исправленных нарушений, а по объему наказаний. И, как только работа чиновника начинает оцениваться по тому, скольких «нарушителей» он наказал, он становится кровно заинтересован в увеличении количества нарушений, а не в их уменьшении!
Что дальше?
Действительно, кое-что уже меняется. Для проверки любой фирмы сегодня нужна «только» бумажка с подписью начальника РУВД. Пять лет назад не нужно было вообще ничего. Любой сотрудник милиции мог проверять что угодно у кого угодно просто потому, что он сотрудник милиции. Чем многие из них с удовольствием и пользовались. Иногда и продолжают пользоваться. Именно такое поведение будущий (на тот момент) Президент России Д.А.Медведев назвал в Тобольске «внепроцессуальными формами контроля».
Нужно понимать, что это касается не одной лишь милиции, а вообще любых форм и видов контроля.
Все проверки делятся на две категории: подпадающие под знаменитый ФЗ-134 и регулируемые специальными нормами. Милиция, налоговики, к сожалению, попадают во вторую категорию. Здесь общих рецептов не дать, в каждом случае нужно разбираться отдельно…
Если же проверка идет в рамках ФЗ-134, то, прежде всего, для того чтобы прийти с проверкой, нужны основания. Если проверка плановая – распоряжение начальника. Если внеплановая – мотивированное распоряжение со ссылкой на основания, предусмотренные законом; например, на конкретную жалобу конкретного потребителя. Увы, сегодня еще бывает, когда необходимость проведения проверки «мотивируется» в распоряжении так: «с целью реализации контрольно-надзорных полномочий»… Провести проверку вправе только тот, кому она поручена этим распоряжением – всех прочих можете не пускать на порог. И еще, если не сильно боитесь – я всегда советую задать проверяющим вопрос: «Скажите, пожалуйста, а если вы у меня что-нибудь найдете, вы меня накажете?» Скорее всего, получите стандартный ответ: «А как же, конечно». И можете задать следующий вопрос: «Конституция Российской Федерации, статья 51, позволяет не свидетельствовать против самого себя. С какой стати, господа проверяющие, вы требуете у меня, чтобы я сам дал на себя компрометирующие материалы? Ищите сами, без моей помощи, если сумеете…»
Надежды на суды сегодня нет никакой. Как правило, суд не разбирается в хитросплетениях специальных вопросов и без критики принимает любое мнение «специалистов органа государственной власти». Даже если оно не выдерживает самой поверхностной критики. Однако судиться можно и нужно. Рано или поздно эта плотина рухнет. Слава богу, Президент у нас – специалист в области гражданского права и хорошо понимает необходимость оздоровления судебной системы.
Можно и нужно обращаться к прокурору. В прокуратуре, по крайней мере, работают юристы, которые знают, что законность не должна подменяться «целесообразностью» или «интересами государства», что права граждан и юридических лиц не только могут быть ограничены лишь в интересах, например, безопасности или охраны окружающей среды – но и ограничены только федеральным законом! А не ведомственной инструкцией или приказом, которые так любят у нас «дополнять» и «развивать» положения законов. Прокуроры, по крайней мере, это умеют пресекать. А копию сразу направляйте на имя Генерального прокурора. Сегодня в России сложилась уникальная ситуация, когда первые лица и государства, и отдельных ведомств являются естественными союзниками предпринимателей, он кровно заинтересованы в сотрудничестве в борьбе со своими собственными подчиненными.
Смотрите также:
- Государство «ослабит ошейник» для малого бизнеса: проверок и инспекций станет меньше →
- Наталья Чернышева: ЖКХ по прибыльности вторая после нефтянки →
- «Кошмарить бизнес» прекратили? →