Олигархи от науки. Пока ректоры богатеют, преподаватели нищенствуют

Цифры повергли в шок и вызвали вопросы. Откуда столько денег у организаций с бюджетным финансированием? Сколько зарабатывают преподаватели у ректоров-миллионеров? И так же ли прибыльны места директоров других образовательных учреждений — школ, детских садов? «АиФ» попытался в этом разобраться.

   
   

Откуда деньжищи?

Напомним: в пятёрке самых богатых были названы ректоры Санкт-Петербургского горного университета, Российского государственного социального университета, Российского экономического университета им. Плеханова, Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина и Московской государственной юридической академии им. Кутафина, а самыми «бедными» — ректоры пединститутов в Арзамасе и Коми с доходами менее ста тысяч рублей в месяц.

Главный «миллионер» — ректор Горного университета Владимир Литвиненко на просьбу прокомментировать ситуацию сразу согласился:

— У нас прозрачная система заработной платы, понятная каждому сотруднику. В частности, моя зарплата связана со средней зарплатой преподавательского состава: она умножена на коэффициент 2,5 (максимальный — 5, и устанавливает его Минобрнауки. — Ред.). Оклад, утверждённый министерством, — 179 тыс. руб. Плюс надбавки за сложность работы, учёную степень, особые условия труда, секретность и т. д. В прошлом году министерство выдало мне две премии за успешные научные исследования (на счету ректора, кстати, открытие трёх месторождений. — Ред.).

Сегодня в нашем вузе зарплата профессора в среднем 110 тыс. руб. 10% профессоров получают по 320 тыс. руб. Аспиранты имеют стипендию 35 тыс. руб. Есть соцпакет: бесплатные обеды и форма для преподавателей, бесплатные завтраки для 80% студентов. 55% средств фонда оплаты труда в вузе формируются из внебюджетных источников, в основном за счёт внедрения научных продуктов в производство. И только 1% из них — платные образовательные услуги. На научных заказах для предприятий мы зарабатываем всего на 10% меньше, чем все 160 технических университетов страны, вместе взятые. Почему в некоторых вузах нищета? Это вина их руководителей. На смену старому поколению приходят люди, которые не умеют правильно определить стратегию развития на ближайшее будущее. Умеют только одно — просить денег у министерства.

1 ректор = 50 профессоров

Однако далеко не всегда администрация вуза, зарабатывая сама, помнит и о рядовых преподавателях. Нередки истории, когда глава вуза жирует, а профессора живут на нищенскую зарплату. В прошлом году глава госуниверситета в Нижнем Новгороде г-н Чупрунов, решив стать депутатом, вынужден был раскрыть сведения о доходах. Из его декларации следовало, что за 2009 г. он заработал около 13 млн руб. А доход рядового профессора в этом же вузе — 250-300 тыс. руб. в год, то есть в 50 раз меньше. Об этом написали пользователи на сайтах «ВКонтакте» и «РосПил» (последний основан А. Навальным специально для расследования фактов коррупции). К слову, выборы ректор провалил, а имидж университета не выиграл. Примерно тогда же случился скандал с ректором одного из дальневосточных университетов, который, по данным, выложенным в Интернете сотрудниками вуза, получил за 2009 г. доход более 4 млн руб., тогда как старший преподаватель имеет чуть менее 15 тыс. руб. в месяц — менее 170 тыс. в год — почти в 20 раз меньше ректора! На несоразмерный разрыв в зарплатах университетские профессора пожаловались в открытом письме президенту.

   
   

На несправедливость в назначении зарплат профессорам вузов на встрече с преподавателями в августе этого года пенял В. Путин. По его словам, зарплаты руководства вузов превышают оклад профессоров порой в 15 раз. Премьер поручил правительству разработать схему, как умерить аппетиты ректоров.

Понятно, что высшее образование сегодня — хороший бизнес, где зарабатывать можно практически на всём.

— Внебюджетные доходы могут быть не только на уровне руководства вуза, но и на уровне каждого преподавателя. Выстраивается схема, и любые попытки посторонних влезть в неё сразу пресекаются, — считает Виктор Панин, зампред комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг.

Всего и сразу

К слову, некоторые ректоры так долго сопротивлялись введению ЕГЭ именно потому, что теряли весьма прибыльную кормушку в виде подготовительных курсов. А кому теперь нужны эти курсы, если зачисляют по результатам ЕГЭ?

— С вузами ситуация почти бесконтрольная, — говорит Константин Ушаков, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Директор школы». — Огромные доходы ректората имеют место, когда в собственности большие площади, а это значит — аренда, почти никогда не «засвечиваемые» теневые деньги. Однако не могу сказать, что директора обычных школ — олигархи. Хотя это люди высокооплачиваемые, особенно в большой школе.

«АиФ» выяснил: например, в гимназии одного из городов Тверской обл. учитель, работающий на 1,5 ставки, получает около 18 тыс. руб., а директор, особенно не напрягаясь, — более 50 тыс. Учителей в регионах возмущает и новая система оплаты труда, при которой директор может распоряжаться стимулирующей частью, назначая более высокие зарплаты себе и своим «любимчикам» и обделяя тех, кто с ним не согласен.

Иметь сверхдоходы на фоне нищенских зарплат рядовых педагогов — это политика временщиков, думающих не о будущем, а о том, чтобы больше урвать в настоящем. Но главное — высокие зарплаты многих начальников от образования никак не отражаются на его качестве.

Смотрите также: