Новогодние траты россиян побили все мыслимые рекорды

   
   

В январе 2010 года ЗАО КБ «Ситибанк» провел дополнительное исследование фактических трат российских потребителей и сопоставил данные с прогнозом, сделанным в начале декабря 2009 года. Расходы в декабре существенно превысили ожидания: прирост к среднемесячному значению за год составил 22% против прогнозируемых 14%. Причем отдельные категории покупок показали рекордный рост как по отношению к среднемесячному значению за 2009 год, так и по отношению к декабрю 2008 года.

Базой исследования стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами Ситибанка с использованием кредитных карт. В ходе исследования были проанализированы данные за период с начала 2006 года до конца 2009 года, при этом выборка составляла более 50 000 клиентов, отобранных случайным образом. Михаил Бернер, руководитель департамента кредитных продуктов ЗАО КБ «Ситибанк», так оценил результаты исследования: «Уже в третьем квартале прошлого года мы отмечали признаки восстановления потребительского спроса.

И это позволило нам сделать, как тогда казалось, довольно оптимистичный прогноз. Поэтому мы вдвойне рады тому, что он подтвердил и даже превзошел ожидания по большинству категорий покупок. Особенно приятно отметить возросшую популярность детских игрушек, ведь Новый год – это, в первую очередь, семейный праздник». Среди различных категорий покупок наиболее впечатляющий рост в декабре показали Магазины игрушек: в этой категории покупок расходы увеличились на 114% к среднемесячному значению за весь год. Если же сравнивать декабрьские покупки в Магазинах игрушек с декабрем предыдущего года, то рост также впечатляющий – почти в 3 раза. Таким образом, если в 2008 году, после начала кризиса, россияне старались сэкономить на новогодних подарках для детей, то в 2009 году они были менее сдержаны в тратах на данные виды товаров.

На втором месте в рейтинге наиболее популярных покупок оказалась Ликеро-водочная продукция. Эта категория покупок традиционно оказывается в числе лидеров в предновогоднее время. Прогноз в 73%, сделанный Ситибанком в начале декабря*, оказался довольно близким к действительности: в декабре россияне потратили на эту продукцию на 85% больше, чем в среднем тратили в месяц в 2009 году. Парфюмерия и косметика, возглавлявшая рейтинг предновогодних покупок в прошлом году, в этом году откатилась на третье место, хотя декабрьский прирост расходов в этой категории сопоставим с прошлогодними данными – 74% в этом году против 77% в прошлом. Ситибанк прогнозировал 52%-ный прирост расходов в этой категории, т.е. в реальности потребители потратили больше. Ювелирные изделия и часы, которые традиционно входят в список наиболее популярных подарков на Новый год, в этом году переместились с шестого места в рейтинге на четвертое с 74%-ным приростом в декабре к среднемесячному значению за год (в прошлом году прирост составил 35%). Покупки в Кондитерских изделиях, как и ожидалось, возросли в декабре на 67% к среднемесячному значению за год против прогнозируемых 57%. Ситибанк в декабрьском исследовании ожидал, что эта категория возглавит рейтинг предновогодних покупок.

Однако в итоге покупки сладкого оказались лишь на пятом месте - далеко позади других категорий, показавших более значительный рост. Расходы на Товары для дома также значительно превысили ожидания, заняв шестое место в рейтинге предновогодних покупок. Объем расходов в этой категории возрос в декабре на 67% по сравнению к среднегодовому значению (в декабре Ситибанк прогнозировал этой категории расходов десятое место в рейтинге с 27%-ным приростом*). Компьютеры и программное обеспечение, как и ожидалось, в 2009 году вернулись в ТОП-10 рейтинга предновогодних покупок и оказались на седьмом месте, превысив ожидания Ситибанка по относительному приросту расходов в декабре (64% против прогнозируемых 38%). Также Компьютеры и программное обеспечение попали в пятерку категорий покупок с наибольшим приростом расходов к декабрю 2008 года – 55%. В прошлогоднем исследовании отмечалось, что компьютеры не вошли в ТОП-10 рейтинга предновогодних расходов в 2008 году, но в 2009-м эта категория покупок полностью вернула утраченные позиции.

Прирост расходов на Электронику в декабре оказался на 6 процентных пунктов ниже ожиданий* и составил 61% к среднемесячному значению за весь год. Спортивные товары оказались на девятом месте в рейтинге предновогодних покупок с приростом в 58% по отношению к среднемесячному значению за весь 2009 год. Если в 2006 году в предновогоднее время существенного увеличения расходов в данной категории не наблюдалось, то 2007-2009 гг. показали, что Спортивные товары становятся популярными предновогодними покупками. Значительно превысили ожидания траты в Парикмахерских и Салонах красоты. И хотя в рейтинге эта категория расходов занимает десятое место с 48%-ным увеличением расходов в декабре к среднемесячному значению за год, прирост по сравнению с декабрем прошлого года еще более впечатляющий – 61%.

   
   

Такой результат в наибольшей степени обусловлен экономией на этой категории расходов в 2009 году. Средства связи не вошли в число десяти категорий покупок, показавших наиболее существенный рост в декабре, однако прирост расходов в этой категории оказался довольно близок к прогнозу Ситибанка* с результатом 48% против 54% прогнозируемых. Прирост расходов в декабре 2009 года в категории Открытки и магазины подарков полностью совпал с прогнозом Ситибанка* и составил 36% по отношению к среднемесячному значению за весь год. Однако из-за того, что траты потребителей в других категориях оказались выше ожиданий, Открытки и магазины подарков оказались за пределами ТОП-10 - лишь на 14 месте. Расходы на Развлечения, как и ожидалось, в декабре 2009 года показали существенный рост – в 2,6 раза по сравнению с декабрем 2008 года.

Как уже отмечал Ситибанк в декабрьском исследовании,* в 2008 году напряженная ситуация в экономике и негативные ожидания заставили россиян существенно сократить траты на развлечения в преддверии Нового года. В этом году на развлечениях российские потребители экономили существенно меньше.

Смотрите также: