Цены на лекарства — как, впрочем, и любе другие цены — давно являются больной темой для россиян. Особенно остро проблема ощутилась этой зимой, когда, пользуясь паникой вокруг эпидемии гриппа, многие аптеки буквально каждый день перерисовывали ценники на противовирусные препараты и даже марлевые повязки.
В этом году ситуация повториться не должна: согласно постановлению правительства, предельные наценки на жизненно необходимые и важнейшие препараты (ЖНВЛС) будет регулировать государство. К 1 марта региональные власти должны утвердить максимальные оптовые и розничные надбавки к отпускным ценам производителей, а продавцы зарегистрируют в Росздравнадзоре предельные цены на ЖНВЛС. Список препаратов, попадающих под это определение, был опубликован сегодня (посмотреть его можно ЗДЕСЬ >>>).
Как считают в Росздравнадзоре, это наконец поможет взять розничных продавцов под контроль, тогда как раньше они имели возможность торговать, что называется, как хотят. В том же 2009-м стоимость одного и того же препарата в одном регионе (даже в одном городе) могла разниться в несколько раз в зависимости от прихоти распространителя. При этом торговые надбавки, как в оптовом, так и врозничном сегменте, отличались друг от друга где на 5, а где и на все 100% (!).
В общем, по результатам мониторинга цен, в Росздравнадзоре пришли к выводу, что ценообразование на рынке лекарств в стране практически не регулируется. Существующие механизмы контроля неэффективны, а процедура регистрации цен носит необязательный характер.
— В большинстве стран, где реализуются государственные программы лекарственного обеспечения населения, цены на лекарства в той или иной степени регулируются государством, — говорит руководитель Росздравадзора Николай Юргель. — Если государство тратит деньги налогоплательщиков на закупки лекарственных средств, то регулирование цен должно обеспечивать в полной мере право каждого пациента на доступную и качественную лекарственную помощь.
Ответом на такое заключение можно считать законопроект о госрегулировании цен на лекарства, который вскоре превратился в закон и в этом году уже вступил в силу. Теперь цены на ЖНВЛС будут чётко отслеживаться надзорными органами: 500 международных непатентованных наименований (то есть название именно химического препарата, а не его торговой марки) вошли в перечень ЖНВЛС, составленный Минздравсоцразвития и утверждённый правительством. Как докладывает Росздравнадзор, списку соответствует примерно 5400 реально продаваемых лекарственных средств различных брендов, а это около трети всех препаратов на российском рынке.
Чем отличается новая система регистрации цен от существовавшей ранее и, главное, что делает её более эффективной? Во-первых, регистрация для всех препаратов, входящих в перечень, стала обязательной, а во-вторых, наконец появилась единая методика определения предельных отпускных цен и торговых надбавок — её разработала Федеральная служба по тарифам. И хотя моментального эффекта от принятия закона ждать, конечно, не стоит (на этом сходятся и эксперты фармрынка, и сами чиновники), хотя бы уходить от лекарственного беспредела прошлого года Россия начала. Хочется верить, что, по крайней мере, к следующей зиме, когда фармацевты всего мира начнут трубить о каком-нибудь новом, например, овечьем гриппе, механизм госрегулирования цен уже должен работать как надо.
Смотрите также:
- Держать оборону! Что фармрынок может противопоставить атакующему кризису? →
- Жизнь после санкций. Изменятся ли цены на продукты питания? →
- Аптекам запретят назначать цены на лекарства «как хочется» →