Сегодня премьер-министр России Владимир Путин, находящийся с визитом в Приморье, осуществил торжественный пуск в эксплуатацию нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО), а также дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью. Этот шаг открывает новые рынки для экспорта российских углеводородов, но делает и без того ресурсную экономику ещё более уязвимой от цен на нефть и газ.
«Это завершение одного из крупнейших проектов в современной России, да и не только в современной России. Для бывшего Советского Союза такой проект был бы грандиозным», – заявил Владимир Путин на торжественном мероприятии. Напомним, решение о начале работ было принято в конце 2004 года. За пять лет почти все работы удалось завершить. Всего на строительство ВСТО было потрачено 360 млрд. рублей (около 12 млрд. долл.), дополнительно 60 млрд. рублей направлено на строительство порта «Козьмино». Как заявил глава российского правительства, для России открытие ВСТО является серьёзным событием. «Это стратегический проект, потому что он позволяет нам выйти на совершенно новые, растущие, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона», – отметил он.
ВСТО является одним из наиболее масштабных проектов нефтепроводной отрасли России. Согласно планам нефть от города Тайшет (Иркутская область) должна идти до спецнефтепорта «Козьмино» на берегу Тихого океана, а оттуда доставляться в страны АТР. Сейчас построен участок первой очереди до станции Сковородино (Амурская область), откуда нефть по железной дороге доставляется в Козьмино. Оставшийся участок трубопровода на участке между Сковородино и Козьмино планируют достроить к 2014 году. Оператором трубопровода выступает компания «Транснефть». В основном наполнять трубу будут из месторождений Томской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Иркутской области и Якутии. Весь комплекс сооружений построен с использованием самых современных технологий. Управление порта ведётся из одного места – для контроля всего технологического процесса достаточно двух операторов и современного компьютерного оборудования.
Интересно, что экспортная пошлина на нефть с месторождений Восточной Сибири будет составлять 0%. Этот шаг, как отмечают в Минэнерго, сделает продажу нефти из региона ещё более выгодной для российских компаний (хотя, по данным Forbes, государственный бюджет от этого будет терять 4,2 млрд. долл ежегодно). Впрочем, говорить о рентабельности можно будет только при очень высоких ценах на нефть: как заявил генеральный директор «Роснефти» Сергей Богданчиков, себестоимость одного барреля нефти и его транспортировка до трубопровода «Транснефти» достигает 80 долларов. Это значит, что рентабельной добыча станет только при росте цен много выше 100 долларов за баррель.
Финансирование ВСТО частично шло за счёт кредитов в 25 млрд.долл, которые «Роснефть» и «Транснефть» взяли у КНР в этом году. В обмен на кредит Поднебесная получила гарантии поставок нефти в течение 20 лет. А это значит, что вовсе не РФ будет диктовать стоимость барреля нефти. Как подсчитали эксперты Счётной палаты стоимость ВСТО в итоге достигнет 17 млрд.долл. – а это в четыре раза больше суммы, которую намеревался в своё время потратить на аналогичный проект арестованный экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский.
Впрочем, вопрос даже не в стоимости трубы, а в том, что реализация подобных проектов увеличивает долю сырьевого экспорта в российском экспорте. А значит, делает нас ещё более зависимыми, прежде всего, от мировых цен на нефть, газ и прочего сырья. Доля машин, оборудования в общем экспорте, в свою очередь, неуклонно снижается. Возможно, геополитически строение ВСТО и развитие новых подобных проектов оправдано. С точки зрения развития модернизации и внедрения инноваций – это шаг назад. Как отмечают эксперты, заполнять новую трубу с пропускной способностью 30 млн тонн в год будет просто нечем: вся добыча нефти в Восточной Сибири в 2010 году составит порядка 18 млн тонн. А это значит, что нужно будет разрабатывать новые месторождения и инвестировать средства в разведку, добычу и транспортировку прежде всего нефти и газа. Всё остальное – вторично.
Смотрите также:
- Битва за Арктику. Какие богатства и перспективы скрывает северный регион? →
- Нефть высшего качества. Танкеры с топливом Sokol отправились с Сахалина →
- Единый континент. Глава «Роснефти» призвал к целостности Евразии →