Мясоеды вынуждены умерить свои аппетиты: запредельные цены на мясо семейный бюджет может не выдержать. Почему? Сами сельхозпроизводители жалуются на то, что очень невыгодно, дешево продают свою продукцию. А вот судя по магазинным ценникам, производители должны зарабатывать немало (если, конечно, они получают хотя бы половину от стоимости мяса). Так где же правда и кто виноват в том, что конечному потребителю мясо достаётся по таким высоким ценам? Об этом AIF.RU рассказал Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России:
— Крупные сетевые магазины становятся монополистами розничного продуктового рынка. Это факт. Факт и то, что пользуясь своим доминирующим положением, они сильно накручивают цены на некоторые товары, предполагая, что на них в любом случае будет спрос. По самым скромным подсчетам, магазин покупает колбасу в 2 раза дешевле, чем продает. Несомненно, торговая накрутка должна быть, но не такая же! И не стоит верить сетевикам, что 50% накрутки — это вынужденная, оправданная мера и регулирование наценок невозможно. Например, в Северной Америке установлен предел для увеличения закупочной цены — 15%. Регулирование цен — порочная практика, а вот ограничение наценок — очень нужная мера.
Есть и другие способы. Например, в 90-е для поддержания населения государство снизило уровень НДС на важнейшие продовольственные товары до 10% (с 18%). Но по сути эта льгота не уменьшает цены на товары, а кладет в карманы продавцов дополнительную прибыль. Наценки на товары со сниженным налогом в розничных центрах продаж доходят до 40% и более. Объективной же была бы наценка — 25%. Тогда владельцы магазинов могли бы отыграть все потери, плату за доставку, аренду, заработные платы сотрудникам и получить прибыль.
Сейчас же, из-за непомерно высоких накруток, потребление определённых товаров снижается. То есть страдают не только покупатели, из меню которых пропадает мясо, но и производители, вынужденные ограничивать производство. Получается, что в более выгодном положении оказываются «кустарщики» — они сбывают свой товар на рынках, и его качество оставляет желать лучшего. Но наценка там меньше — интерес покупателей, соответственно, больше. А вот крупные заводы, чей товар лежит на полках гипермаркетов, недополучают прибыль, не могут менять оборудование, не улучшают продукты. И если до сих пор нашим мясоперерабатывающим заводам удавалось соперничать с иностранцами, то скоро может случиться так, что им придется уйти с рынка. И это при том, что государство пропагандирует импортозамещение!
Смотрите также:
- Чего нам бояться: роста цен или дефицита продуктов? →
- Продуктовые магазины делают наценку до 45% →
- Путь в пропасть →