И для многих москвичей поиски этого самого «дешевле» чётко ассоциируются с продуктовыми рынками и социальными магазинами.
Однако привычная схема добычи дешёвого съестного в последнее время даёт серьёзные сбои. Наши читатели жалуются, что рынков становится всё меньше, качество продуктов на оставшихся всё хуже, а социальные магазины таковыми только называются. «АиФ» решил проверить, так ли это.
Рынкам — бой
По данным Владимира Малышкова, руководителя столичного Департамента потребительского рынка и услуг, в Москве из 240 осталось всего 86 нецивилизованных рынков. Было бы нехудо побыстрее ликвидировать и ещё работающие, поскольку в ожидании своей неминуемой судьбы владельцы этих торговых точек, похоже, махнули рукой даже на самые элементарные правила гигиены. Во всяком случае, визит на один из рынков юго-востока это подтвердил.
Более-менее пристойно выглядели только овощные ряды, да и то свидетельства общего упадка были налицо. Если раньше явный неликвид вроде подмороженной картошки или подгнивших яблок складывали отдельно и продавали по демпинговым ценам, то сейчас всё лежит в общей куче. Запах соответствующий. Правда, о нём забываешь, когда перемещаешься к мясным и пуще того — к рыбным рядам. Здесь ароматы стоят такие, что впору бежать, а уж о том, чтобы купить, и речи быть не может. Цены, впрочем, отчасти компенсируют впечатление. Но на вопрос, рискнуть отовариться на рынке или в магазине, каждый ответит сам. Тем более что для незащищённых категорий москвичей запущены и работают социальные магазины.
Предприятие торговли может стать таким, если берёт на себя обязательство продавать 34 вида социально значимых товаров. Цены на них должны быть на 10-15% ниже среднегородских, кроме того, вводится дополнительная 10%-ная скидка для ветеранов и участников войны. Однако на деле всё выходит не так уж красиво.
Доверяй, но проверяй?
Проверка социальных магазинов, расположенных по соседству с доживающим рынком на юго-востоке, заставила предположить, что в слово «социальный» их владельцы вкладывают им одним понятный смысл. Первый магазин, который я посетил, ничем не отличался от сетевого супермаркета. На вопрос, является ли их предприятие аккредитованным как социальное, консультант в зале ответил: «Да, разумеется, те товары, которые отмечены оранжевым спецценником, входят в льготную линейку для прикреплённых к нам ветеранов. Да и вообще у нас цены низкие для всех». Цены и впрямь были ниже общегородских. Но что касается «ветеранского пайка», то его иначе как издевательством назвать сложно. В него вошли молоко, капуста, подсолнечное масло, рис, сахар, пшеничный и ржаной хлеб. И всё. 7 видов товаров из обязательных 34. На поиск социального капустно-молочного рациона по огромному торговому залу мне, тридцатилетнему мужику с хорошим зрением и быстрой походкой, понадобилось около часа. Сколько потратит на это ветеран с палочкой — бог весть.
Другой магазин сначала показался неслыханно щедрым.
— Прикреплённые к нашему магазину ветераны имеют право на дисконт по всем категориям товаров, за исключением спиртных напитков, — заявили мне на кассе.
Да, ветеранские скидки составляли иной раз до 25%. Однако первичные цены были выше общегородских. Казалось бы — не беда. Ветераны и льготники всё равно платят меньше? Может, и не беда, но, согласно правилам, предприниматель, аккредитовавший свой магазин как социальный, пользуется значительными (до 50%) скидками по арендной плате и по коммунальным платежам. Получается, «социальность» — не более чем повод недоплатить городу?
Отправляясь в подобный магазин в центре, я думал, что цены здесь должны быть вздуты до небес. Однако нет, всё достойно. В продающихся со скидками товарах здесь значатся не только хлеб и сахар, но и разнообразные овощи, мясные изделия, яйца, чай — короче, всё, что положено. Будет прикреплённый к этой точке ветеран искать колбасные обрезки или подгнившую картошку на рынке? Вряд ли. Правда, в процессе беседы с продавцами выяснилось, что проверки в их магазине случаются достаточно регулярно. Быть может, поэтому там соблюдают нормативы?
Всего в Москве сейчас действует 438 социальных магазинов, где обслуживается более 450 тыс. льготников. Наверное, этого достаточно. Но значительная часть «социальных» предпринимателей разными уловками всё же вынуждает своих незащищённых покупателей терпеть вонь и антисанитарию «диких» рынков. Что лучше — явная гниль или неявный обман? В такой ситуации принято говорить: «Оба хуже».
Кстати
Узнать адреса социальных магазинов, получить консультацию и пожаловаться на качество обслуживания можно в рабочее время по тел. 650-04-81.
Смотрите также:
- Супермаркеты - не супер! Читайте ценники и чеки внимательно, как книги →
- Тест-драйв «магазина будущего»: роботы-кассиры тоже... обсчитывают! →
- Как нас обманывают в супермаркетах? Исследование «АиФ» →