Эксперимент: смогут ли россияне прожить исключительно на российских продуктах?

Итак, серия первая — одежда и обувь «мэйд ин Раша».

   
   

За русскими носками

Отправляюсь в торговый центр прямо напротив дома, распространённый по стране гибрид рынка и бутика. И сразу к носкам — секретному стратегическому оружию отечественных мужчин.

— Российские есть? — спрашиваю у девушки-продавщицы почему-то полушёпотом.

— Зачем вам? Возьмите Турцию или Польшу, ну Прибалтику, наконец, — так же тихо отвечает мне девушка, как будто всучивая горящую турпутёвку.

Перерываю, как охотничья собака, гигантскую кучу носков — наших нет. Я — ко второму прилавку, к третьему…

— С утра вроде были курские, — растерянно оправдываются в одном магазине.

— Смоленских давно не привозят, — жалуются в другом.

   
   

Наконец нахожу вожделенный дефицит — носки с гордой наклейкой «RUSSIA MADE», изготовленные в г. Апрелевке Московской области. Радость, впрочем, омрачает цена — 150 рублей за пару. Турецкие конкуренты дешевле!

Дальше по плану — трусы и нижнее бельё. С этим в торговом центре полный порядок. Десятки отечественных бельепроизводителей предлагают сотни цветастых комбидресов, бюстгальтеров, трусов по щадящим ценам, но… Разница в цене чётко отражена в качестве. Дешёвые российские лифчики как будто сшиты на женщин, помятых после ночи любви. Спрашиваю продавщицу:

— Почему российские лифчики такие мятые?

Она злится:

— Нормальные лифчики, без баловства, сколько грудей — столько чашек. А вам что, особенные, на рыбьем меху нужны?

Следующий пункт — приобретение российской обуви.

Тапочки? Чоботы!

Глаз откровенно радуется и блестит. Этикеток с надписью «Россия» на туфлях и босоножках — чуть ли не половина. Гордо беру симпатичную «русскую» кроссовку, внутри обнаруживается название производителя на английском. Уточняю у продавщицы:

— Точно наша гордость?

Она отводит меня в подсобку и горячечно шепчет:

— Я вас умоляю, лекала итальянские, кожа китайская, просто шьют под Псковом.

Ещё один нюанс — если «русских» туфель и босоножек вроде как полно, с сапогами — напряг. Зимняя обувь — вся сплошь из Турции, Италии, Белоруссии и… Бразилии. Неужели бразильские обувщики оперативнее подготовились к русским холодам? Последний обувной укол в сердце патриота — засилье украинских тапочек. Бархатные, с помпонами, по 300-600 рублей, они самоуверенно и нахально вплыли на наши прилавки, как украинские корабли в севастопольскую бухту!

Дальше — хуже. Спортивные костюмы исключительно китайские. Мужские костюмы — итальянские и польские. Пижам и ночных рубашек отечественного производства я не нашла ни одной. Караул!

Импорт накрыл!

Возможно, я искала «русскую народную одежду» не там, и она вся пылится, не охваченная патриотичным вниманием, в торговых точках побогаче? В одном из крупнейших столичных мегамоллов я нашла аж… пять российских одёжных точек. Бутик самых «продвинутых» российских дизайнеров: футболка с надписью типа «Витя Цой — наше всё!» — больше 10 тысяч. Другая российская точка — меховой магазин, русских шуб — от силы треть...

— Шубы местного производства лучше подходят россиянам, — грустно говорит продавец, — у нас изделия чаще всего честно шьют из цельных шкурок, ворс у меха длиннее и лучше греет в холода. Импортные шубы в большинстве своём — из клочков и кусочков. Но людей приучили к тому, что импортное — значит престижное, вот мы под спрос и подстраиваемся.

Увы, подстраивание под лозунг «Импортное — значит престижное» сплошь накрыло всю Россию. По данным маркетингового исследования компании «АМИКО», отечественные производители обуви способны обеспечить ботинками лишь... одну пятую часть россиян! А по данным агентства «Росбизнесконсалтинг», несмотря на то что отечественный рынок трикотажных и швейных изделий вырос за последние 5 лет примерно втрое (!), доля отечественных производителей составляет на нём... 3,5%.

 

 

1980 г.

1990 г.

2000 г.

2007 г.

Рубашки

103

115

5,2

3,7

Платья

142

136

8,5

3,4

Костюмы

37,5

28,0

4,6

6,6

Пальто

33,0

28,1

2,3

1,1

Обувь

351

385

32,9

50,8

По данным Росстата

Читайте в следующем номере продолжение — «Сможем ли мы наесться исключительно российскими продуктами?».

Смотрите также: