Миллиарды на дне. В какую сумму оцениваются затонувшие сокровища

Шедевры голландских художников и антикварные ценности, закупленные Екатериной II для Эрмитажа, более 240 лет покоятся на дне Балтийского моря. Россия готова поднять затонувший корабль с драгоценным грузом за несколько месяцев. Однако Финляндия, в чьих территориальных водах он находится, разрешения пока не даёт. Если страны не договорятся до 2018 г., судно, согласно закону, полностью перейдёт в собственность финнов.

   
   

Особый груз

История кораблекрушения «Фрау Мария» доподлинно известна, так как экипажу удалось спастись, а капитан даже давал показания в суде. Голландское торговое судно отправилось из Амстердама в октябре 1771 г. (путь корабля см. на карте). Официально двухмачтовая бригантина перевозила дипломатическую почту в Петербург, однако на самом деле на её борту находились полотна лучших голландских мастеров (возможно, и Рембрандта), антикварная мебель, коллекции фарфора, монет, золотые и серебряные статуэтки. Всё это было куплено эмиссарами императрицы на аукционах в Голландии и предназначалось для недавно выстроенного Зимнего дворца, Царского Села, а также личного пользования Екатерины II и вельмож столицы. А в итоге пошло ко дну, когда у порта шведского города Або (сейчас финский Турку) судно попало в шторм и налетело на скалу. Корабль уходил под воду несколько дней, часть груза экипажу удалось спасти, но самые главные сокровища достались Балтийскому морю.

Рядовое по тем временам кораблекрушение из-за особой ценности груза переросло в дипломатический скандал и надолго испортило отношения между Швецией и Россией. Шведам, издавна промышлявшим грабежом потерпевших крушение судов, не хотелось расставаться с сокровищами. Лишь после переговоров шведский король Густав III разрешил россиянам приступить к подъёму «Фрау Марии». Однако тогда корабль найти не удалось.

Обнаружили судно в 1999 г. финские аквалангисты недалеко от островов Юрмо и Бургстё на глубине 41 м.

Корабль хорошо сохранился, груз при крушении не пострадал, в мутной воде можно различить очертания огромных ящиков и бочек, кругом разбросаны фарфор и металлические предметы. Однако будущее ценного груза представляется не менее мутным. На художественное наследие претендуют: Россия, имеющая полные права на оплаченное ею добро; Голландия, откуда плыл корабль; Финляндия, в территориальных водах которой находится судно; Швеция, которой в XVIII в. Финляндия и принадлежала. Бороться есть за что. По оценкам экспертов, сегодня стоимость груза «Фрау Марии» оценивается в 1,5 млрд евро.

Велика вероятность, что картины сохранились, так как перед отправкой их зашивали в футляры из лосиной кожи, помещали в свинцовые бочки, а затем заливали воском. Возможно, именно поэтому Екатерина II несколько лет билась за подъём судна. Кроме того, низкая солёность и постоянная температура воды Балтики только с­пособствовали консервации «Фрау». А специалисты Эрмитажа и музеев Кремля готовы выполнить работы по реставрации ценностей.

Без дележа?

Однако пока бал на затонувшем корабле правят финны. За эти годы они уже подняли на поверхность судовую кассу, 70 бутылок шампанского, фарфоровые трубки для курения, которые тут же были объявлены достоянием государства. Р­оссия, заявившая о своих правах в 2008 г., в этом пире не участвует.

- Было проведено несколько раундов переговоров как в Москве, так и в Хельсинки, но все они ничем не закончились. Письма президенту Финляндии и консулам, к сожалению, остались без ответа, - говорит Андрей Шпигель, директор предприятия, проводящего уникальные работы на глубине и р­азработавшего проект по подъёму «Фрау Марии». - А ведь сегодня мы имеем все возможности для подъёма судна в самые короткие сроки - буквально за несколько месяцев (см.  схему).

   
   
Груз собираются поднимать примерно так: к судну 1 опускается рабочая платформа 2, и специальным парашютным понтоном 3 отправляют на поверхность ящики. Затем начнутся работы по подъёму всего судна и его буксировке в порт. Вся эта программа разработана в деталях. Нет только разрешения на спуск к кораблю...

- Подъём груза должен стать международным гуманитарным проектом, - считает Виктор Петраков, советник министра культуры РФ (в прошлом глава Росохранкультуры, которая занималась проблемой «Фрау Марии»). - Известный российский меценат, бизнесмен и учёный Михаил Слипенчук (к слову, финансировавший погружение аппаратов «Мир» на дно Северного Ледовитого океана) был готов безвозмездно вложить миллионы евро в поднятие судна. Но даже на таких условиях проблему решить не удалось, а из-за бюрократических проволочек пыл мецената угас.

Сейчас положение дел таково, что Финляндия полностью устранилась от ведения переговоров, а правительство РФ уже несколько лет хранит молчание. Возможно, это связано с прокладкой газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря, когда портить отношения между двумя странами было не с руки. А время идёт. Согласно закону о памятниках древности, если судно и груз пробудут в водах Финляндии 100 лет, они полностью будут принадлежать им. Столетие Финляндской Республики отметят в 2018 г., и тогда вопрос о судьбе груза снимется автоматически.

Смотрите также: