Валерий Борщёв, член Московской Хельсинкской группы
Врио главы Дагестана Р. Абдулатипов предлагает простить боевиков и их пособников. Но за решёткой останутся те, кто сидит за мелкие кражи и другие нетяжкие проступки. Нет у них и надежды на помилование. В последний раз небольшое число заключённых освободили по амнистии в 2010 г. в связи с 65-летием Победы.
В советские времена регулярно объявляли амнистии и десятки тысяч зэков переводили из лагерей на «химию» - на стройки, производства и т. д. В 1990-е годы эта практика была дополнена комиссией по помилованию. Однако с началом нового века этот институт был фактически уничтожен. Решения об амнистиях принимаются сегодня весьма редко. На мой взгляд, это крайне вредная практика. Исследования показывают, что амнистирование и помилования резко снижают уровень рецидива. Эти мероприятия несут воспитательную функцию и стимулируют осуждённых к хорошему поведению.
Эту мысль мне подтверждали и сотрудники системы ФСИН. Её бывший глава Юрий Калинин считал, что за решёткой должны остаться лишь 25-30% от тех, кто там находится. Надо учитывать и то, что в колониях сегодня сидит немало невиновных, к примеру, коммерсантов, ставших жертвами интриг конкурентов. Какое возмещение ущерба может быть в такой ситуации?! Кроме того, от желающих выйти раньше конца срока требуют признания вины. Но если человек уверен в том, что наказан за то, чего не совершал? Приговорённые за нетяжкие преступления, укравшие пресловутый мешок картошки, возвращаются в социум с богатым криминальным опытом. Так, нам с трудом удалось отстоять паренька, своровавшего пачку пельменей. А сколько таких ребят, с голодухи укравших еду, сейчас в заключении?
Решение об амнистии принимает Госдума. Для этого ей не нужно одобрение сенаторов или президента. Однако народные избранники демонстрируют удивительное равнодушие. В парламенте не слышно бурных дебатов о прощении той или иной части сидельцев. Милосердие, которым не брезговали даже в сталинские времена, нынче не в моде?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- «Осталось не больше года». Поставнин о грядущем миграционном коллапсе →
- Не кивая на столицу. Россию могут спасти активные провинциалы →
- Александр Проханов: Замещение народа →