Премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с очередной инициативой – глава правительства подписал постановление, согласно которому в перечень услуг всех автозаправочных станций (АЗС) страны добавлена заправка газовым топливом.
«Требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, в части, касающейся услуг, которые должны оказываться на автозаправочных станциях, дополнятся такой услугой, как осуществление заправки транспортных средств газовым моторным топливом», – говорится в сообщении пресс-службы кабмина.
Мотивация населения и забота об экологии
О переходе на газомоторное топливо в середине мая заявлял и президент Владимир Путин. Глава государства выступал с инициативой мотивировать потребителей покупать газомоторное оборудование путём предоставления льгот. «Необходимо повышать интерес покупателей к газобаллонным автомобилям, активнее разъяснять их технические и экономические преимущества. Наконец, через систему различных льгот и преференций мотивировать к приобретению такого транспорта и граждан, и государственные структуры», – говорил президент.
Медведев и ранее поднимал вопрос о переходе транспорта с бензина на газ и сетовал, что в России в этой области ничего не делается. «Есть мировые тренды, и мы их не можем игнорировать. Автомобили на природном газе – один из самых перспективных видов транспорта. Затраты топлива в два раза ниже, чем у дизельных двигателей, и в два раза ниже, чем у бензиновых», – уверен премьер.
В правительстве подчёркивают, что возможность заправиться газом на любой АЗС должна увеличить объёмы использования газа в качестве автомобильного топлива, что в первую очередь положительно повлияет на экологическую обстановку в России. По оценкам экологов, переход на газомоторное топливо снизит количество вредных выбросов в атмосферу в два – три раза. Впрочем, по мнению автоэкспертов, экологичность газового топлива является его единственным преимуществом.
Эксперт: Медведев лоббирует интересы Газпрома
Именно поэтому, утверждает Аслянан, Медведев заявил о необходимости развивать газовые автомобили и переводить общественный транспорт на газ. «Деваться некуда, и у нас традиция – либо мы чей-то сырьевой придаток, либо мы грабим собственное население», – считает эксперт, добавляя, что премьер-министр берётся за то, что в своё время не осилил Советский Союз, который был гораздо сильнее нынешней России, но при переводе транспорта на газомоторное топливо СССР надорвался.
Сомнительная затея
Эксперты придерживаются мнения, что меры по обеспечению газом на всех АЗС страны и предоставлению льгот на газовое оборудование, о которых говорил Путин, вряд ли приведут к массовому переходу на этот вид топлива. «С моей точки зрения, логичнее было бы начать с перевода на газ общественного транспорта и, в качестве примера для подражания, – автомобилей чиновников, которые приобретаются за бюджетные деньги.
Стоит отметить, что газ бывает разных видов – метан и пропан-бутан, и непонятно, какой газ имеет в виду Медведев, когда говорит о переходе на газомоторное топливо. Кроме того, в России нет двигателей, работающих на метане или пропан-бутане, поясняет Асланян. «Подоплёка такая: внутри страны должно быть серьёзное потребление, потому что монополист скоро сдохнет, мы еле-еле смогли отдаться Китаю, сейчас по нефти мы являемся его сырьевым придатком. И мы не зря построили нефтепровод в КНР, зафиксировав цену на баррель в её нижнем пределе, мы нефть почти бесплатно сливаем в Китай. Остаётся газ, и поэтому нужно, чтобы все поехали на автомобиле, но есть некоторые «но» – во-первых, нет моторов, во-вторых, при низких температурах на газу ехать не получается. У нас страна зимняя», – подчёркивает автоэксперт.
По его словам, автомобиль должен иметь две топливные системы – бензиновую и газовую, потому что нельзя пользоваться машиной на полном газу – она не заведётся при температуре минус 10. Двухтопливный автомобиль имеет ряд проблем, потому что совместить газ и бензин достаточно сложно, «это нельзя сделать на коленке», к тому же он будет очень дорогим и, следовательно, недоступным для большинства граждан.
«Эту страну можно заставить ехать на газу, но зимой Россия будет ехать на санях – ракету везти на санях к пусковой установке, скорая помощь будет санная, пожарная часть санная, потому что нет другого.
Когда Медведев говорит, что от Калининграда до Дальнего Востока на АЗС должен быть газ, он, с одной стороны, предвосхищает ситуацию, а с другой стороны, эту идею нельзя реализовать, потому что нет нужных моторов, нет понятия, на чём будут ездить автомобили – на метане или пропан-бутане – и нет технологий, позволяющих этим пользоваться круглый год. Получается слив денег из бюджета», – считает Асланян.