Владислав Иноземцев: Транзитные перевозки приносят доходы всем, кроме России

Много ли Россия зарабатывает, соединяя Европу и Азию в качестве транспортной артерии?

С. Сорокоумов, Томск

   
   

Отвечает Владислав Иноземцев, доктор экономи­ческих наук, директор Центра исследова­ний пост­индустриаль­ного общества.

На суше и на море

Каждый слышал про Транссиб, который якобы связывает Европу и Азию. Так вот, он связывает их только в мечтах наших «геополитиков». За 2011 г. из Китая, Японии, Кореи и Тайваня в ЕС перевезли 960 млн т грузов. Из них 933 млн т - через Суэцкий канал и только 9,5 млн т - по транссибирским магистралям. Средний срок перевозки по морю - 35-45 дней, стоимость доставки 20-футового контейнера - $2,2 тыс. По Транссибу - 25 дней, цена - от $4 тыс. и постоянно растёт. На этом направлении везут не цветы и фрукты, а оборудование и потребительские товары. Для них лишние 10 дней в пути не срок, а цена и простота оформления очень важны. Тем не менее РЖД требуют от государства на 2012-2025 гг. более 1,1 трлн руб. ($37 млрд) на модернизацию Транссиба и БАМа. Предполагается, что это позволит перевезти ещё 20 млн т транзитных грузов, увеличить долю российского коридора с 1% до 2%. Хотя для этой цели можно закупить 30-40 сухогрузов и контейнеровозов водоизмещением по 100-120 тыс. т. Делая 4-5 челночных рейсов в год, они перевезут тот же товарный объём. Но обойдутся корабли в 10 раз дешевле, использовать их можно более гибким образом, чем рельсы и шпалы. Сколько было в США железных дорог в начале 1960-х годов? 409 тыс. км. Сейчас - 226 тыс., остальные просто разобрали. Потому что лишь 6% грузов, которые привозят морем в порты Западного побережья, добираются до Восточного. Туда из Азии всё тоже везут морем - так проще и дешевле.

Нажмите для увеличения

Другая российская «примочка» - Северный морской путь (СМП). Он короче, чем транзит через Суэцкий канал (7,6 тыс. морских миль против 15,7 тыс.), но более половины его покрыто льдами, преодоление которых занимает 15-20 дней. Оживление СМП к 2030 г. потребует 50 ледоколов общей стоимостью… более 1,2 трлн руб. - почти $40 млрд (это уже отмечено в Стратегии развития российского судостроения до 2030 г.). Но в самом успешном 1987 г. по СМП было перевезено 6,6 млн т грузов, а в 2011 г. - 2,2 млн т. Чтобы лучше понимать цифры, это 34 коммерческих судна в год против 19 тыс. (!), прошедших через Суэц. Кроме того, средние зимние температуры в арктическом регионе достигают -29...-32°С, а среднегодовые - -9...-12°С. Электроника и компьютерное оборудование не слишком приспособлены к таким погодным испытаниям, повезут ли их этим путём - ещё вопрос. Так что и этот транзитный проект может обернуться «распилом» и забытьём.

Дайте воздух

Россия привыкла просто собирать мзду за пролёт иностранных самолётов над своей территорией (и получает от этого до $480 млн в год, которые почему-то пополняют доходы лишь «Аэрофлота»). Но для получения настоящих прибылей нужно, чтобы пассажиры использовали наземную инфраструктуру, а ещё лучше - чтобы их обслуживал отечественный перевозчик. Эта мысль одним из первых пришла в голову нефтяным эмирам Персидского залива. С 1995 по 2010 г. пассажиропоток компании Emirates вырос в 12,3 раза, а Qatar Airways - более чем в 20 раз. Новый аэропорт «Аль-Мактум» в ОАЭ, открытый летом 2010 г., рассчитан на 160 млн пассажиров в год, что в 3,4 раза больше пассажирооборота всех аэропортов РФ за 2009 г. За Дубаем и Катаром идёт Стамбул - новый важный узел транзита между Европой и Азией. Россия же в последние годы не сделала ничего для привлечения авиапассажиров. По данным IATA, наши компании перевозят в качестве транзитных не более 10% пассажиров, причём большинство из них - в республики бывшего СССР. Разговоры о создании крупного пересадочного узла в Новосибирске так и остались разговорами, а проект «Северного воздушного моста» - не более чем проектом.

Всё это означает одно: хватит верить обещаниям политиков и бизнесменов, главная задача которых - «распилить» бюджетные средства. Нужно действовать так, как это делают более успешные страны, - создать судоходную компанию мирового класса и обеспечить её заказами. Усовершенствовать инфраструктуру аэропортов и сделать наше небо открытым для транзитных перелётов.

   
   

Смотрите также: