Владислав Иноземцев, доктор экономических наук
РЖД хотят приобрести 75% акций французской транспортной компании GEFCO, специализирующейся на перевозке автомобилей и автокомпонентов. Хорошо ли, что российские госкорпорации покупают активы у иностранных фирм? В принципе это совершенно нормально: в нынешнем мире успешными могут быть только международные компании. Однако есть и несколько вопросов.
Во-первых, цена. РЖД собираются выложить за 75% компании 900 млн евро, хотя никто из аналитиков не оценивал всю фирму дороже 600 млн евро. За эти деньги можно было бы купить 75% Air France - крупнейшего авиаперевозчика - с 586 собственными самолётами, которые стоят 27 млрд евро.
Во-вторых, откуда деньги? РЖД намереваются взять кредит на эту сделку, но их общий долг и так вырос за последние полгода на 7% - до 382 млрд руб., что почти в 8 раз больше годовой прибыли. Поэтому есть опасение, что за амбиции г-на Якунина придётся платить либо пассажирам, либо государству.
В-третьих, это проблема управляемости. Условием покупки являются сохранение нынешнего менеджмента и, вероятно, неувольнение работников.
Сегодня, когда многие активы в Европе и США оцениваются довольно дёшево, стратегия их приобретения выглядит привлекательно. Но, думается, лучше создать государственную инвесткорпорацию, чем в каждом конкретном случае полагаться на отдельных менеджеров. Ведь именно государству придётся платить по долгам…
Смотрите также:
- Рынок не терпит эмоций. Что нужно делать, чтобы разбогатеть на «Форексе»? →
- Почему опасно занимать деньги за рубежом →
- Бизнесменам деньги не нужны! →