Зашить карман.Госкорпорации ограничат в средствах?

Фото: АИФ

Сначала премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, которое обязывает всех работников таких компаний с 2013 г. отчитываться о своих доходах и имуществе. Теперь готовится законопроект о введении лимита на зарплаты и премии для топ-менеджеров ГК.    
   

Кроме того, Владимир Путин утвердил за президентской администрацией право согласовывать кандидатуры топ-менеджеров в 12 крупных госкомпаниях.

Секретная деятельность

Сейчас руководство ГК назначает себе зарплаты по своему разумению. И премии выписывает с шестью нулями. С предложением реформировать систему оплаты в ГК уже выступала общественная организация «Деловая Россия». Идея была в том, что оклады и надбавки служащих всех госкорпораций и госкомпаний, в которых доля государства превышает 50%, должны быть сопоставимы с системой оплаты труда работников бюджетной сферы. Пусть и дальше по 400-500 тыс. руб. в месяц получают, если эти размеры будут соответствовать известным квалификационным критериям и категориям. И вот депутаты вроде бы взялись подготовить законопроект, лимитирующий оклады государевых менеджеров.

Кроме того, есть надежда, что появятся законодательные поправки, которые позволят Счётной палате проверять и контролировать расходы бюджетных средств в госкомпаниях, чего до сих пор не было. А контролировать нужно, потому что при весьма высоких заработках сотрудников (это не опровергают даже сами ГК) эти корпорации стране приносят преимущественно убытки. Причём отчитываться о них публично не спешат. Размеры зарплат и другие финансовые данные публикуют немногие - например, «Роснано» (уже преобразованное из ГК в ОАО), «Росатом», Агентство по страхованию вкладов. О том, сколько денег налогоплательщиков потратили другие корпорации, мы можем только догадываться.

Правда, изредка обрывочные сведения о деятельности госкорпораций, занятых содействием ЖКХ, строительством автодорог и олимпийских объектов, доходят до нас из прокуратуры или Счётной палаты.

Об успехах ГК тоже слышно немного. К работе Агентства по страхованию вкладов во­просов нет - каждый вкладчик успел увидеть, как было налажено это самое страхование. При банк­ротстве банка деньги его клиентам возвращают в обещанном объёме. Зато есть вопросы к Анатолию Чубайсу, который в прошлом году перед телекамерами показывал Владимиру Путину электронный школьный учебник. Под обещание снабдить всех учеников таким прибором по приемлемы­м ценам британскому партнёру «Роснано» было выделено 150 млн долл., ещё примерно на такую же сумму партнёр получил из России гарантий по своим долгам. Теперь стало известно, что учебник решено не производить в Зеленограде, как планировалось ранее, и что британская компания вообще отказывается от изготовления таких устройств. Известно также, что убытки «Роснано» за 2011 г. составили почти 3 млрд руб.

   
   

Неудивительно, что сообщения о возможном преобразовании Федерального космического агентства в госкорпорацию породили злую реакцию. Роскосмос и так в последнее время то и дело поражает мир падающими спутниками, вместе с которыми в атмосфере сгорают миллиарды рублей. Непонятно, как исправит эту ситуацию новый статус. Зато можно предположить, что он позволит и дальше законно транжирить казённые деньги.

Возникает вопрос: зачем так упорствовать в содержании не столь успешных ГК? Вероятно, власти полагают, что роль государства в российской экономике явно недостаточна. К тому же общество по самым разным поводам постоянно задаёт вопрос: а где государство?! Надо что-то отвечать.

Не можешь - уходи

Об этом подумалось недавно, когда пришлось заправлять машину в США.

На АЗС висело объявление о том, что цена бензина при оплате пластиковой картой несколько больше, чем при расчёте наличными. Конечно, сразу же закралось подозрение, что владелец заправки таким образом уходит от налогов. Оказалось, нет. Власти Штатов весьма жёстко следят за тем, чтобы заправщики не завышали стоимость бензина сверх установленного предела. К оптовой цене они могут добавить всего лишь десятые доли процента. Не можешь работать на таких условиях - придёт тот, кто сможет. При таком раскладе важным становится даже тот небольшой процентик, который надо платить банкам за использование пластиковых карт, вот и предлагают продавцы платить наличными.

В этой истории роль государства абсолютно понятна. Она заключается в жёстком регулировании ценообразования на фоне развитой конкуренции. Наши же госкомпании и госкорпорации всё время норовят выторговать повышение тарифов под обещания что-то куда-то инвестировать. А если инвестируют не туда, их всё равно не прогонишь, не попросишь уступить место конкуренту - это же государственная компания или корпорация, а значит, поле деятельности для них заботливо расчищается от соперников.

Такое понимание роли государства в экономике представляется ложным. Легче, конечно, плодить ГК и звать на помощь прокуратуру в сложных ситуациях. Труднее защитить честный бизнес так, чтобы он начал размножаться и научился жить с мизерной рентабельностью, как тот заправщик из Пенсильвании. Вообще очень непросто раз­рушать монополизм и организовывать честную конкуренцию. Но кто обещал, что быть властью окажется просто?