Сбербанк «попался» на выдаче бесплатных справок... за деньги

   
   

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в очередной раз обвинила Сбербанк в нарушении антимонопольного законодательства. На этот раз Сбербанк «попался» на том, что брал за справки по ипотечной задолженности по 250 рублей.

Известно об этом факте стало благодаря жителю Кургана, который обратился с жалобой на банк в местное отделение ФАС. Мужчина купил квартиру при помощи ипотечного кредита, который выдал Сбербанк; а после рождения ребёнка обратился в Главное управление образования Курганской области для получения жилищной субсидии. Кроме того, он подал заявление в местное отделение Пенсионного фонда, чтобы использовать средства материнского капитала на погашение ипотеки.

В обоих ведомствах потребовали справку из банка о сумме задолженности и выплаченных процентах по договору ипотечного кредитования. И когда мужчина пошёл за соответствующим документом в Сбербанк, там ему заявили, что за каждый экземпляр справки ему придётся выплатить по 250 рублей.

Курганец обратился с жалобой на Сбербанк в местное управление ФАС. Там была собрана специальная комиссия, в состав которой, помимо антимонопольщиков, вошли представители Центрального банка РФ, и она постановила, что брать деньги за данную услугу неправомерно.

— Поскольку ОАО «Сбербанк России» является монополистом на рынке ипотечного кредитования, то его деятельность ограничена запретом на злоупотребление доминирующим положением, результатом которого может быть ущемление интересов других лиц, — заявил руководитель Управления Анатолий Савелов.

Кроме того, информация о задолженности по кредиту и уплаченных процентах, по сути, является информацией об исполнении банком услуги кредитования. А значит должна предоставляться бесплатно, как гласит закон о защите прав потребителей.

   
   

Напомним, антимонопольное ведомство и раньше уличало Сбербанк в злоупотреблении своим положением на рынке. В 2005-м году ФАС возбудила сразу два дела против Сбербанка, причём одно из них, как считают эксперты, касалось нарушения конституционных прав россиян.

Первое дело было возбуждено после жалобы ветерана из Бурятии, которого возмутило письмо Сбербанка о порядке получения военных пенсий. В письмах, которые Сбербанк рассылал пенсионерам, было указано, что для получения денег им необходимо открыть счёт или получить карточку в Сбербанке. Таким образом, банк фактически переманивал клиентов у своих конкурентов, распространяя «неточные сведения», как установила ФАС. На самом деле получать свои пенсии ветераны могли и в других кредитно-финансовых учреждениях. После долгих судебных прений, Сбербанку наказали разослать клиентам письма с опровержением.

Второе дело против монополиста было открыто чуть позже, на этот раз по заявлениям тверских предпринимателей. Как выяснилось, для получения кредита клиент банка должен был подписать договор, согласно которому он мог взять кредит в другом банке исключительно с письменного разрешения Сбербанка. С одной стороны, желание банка отслеживать финансовое состояние своего заёмщика вполне объяснимо. С другой, такое требование ограничивает конституционные права граждан, считаю эксперты, а кроме того, создают Сбербанку неоспоримое конкурентное преимущество.

Похожее дело чуть не дошло до суда в декабре 2005-го в Ставрополье. Как установила ФАС, местное отделение Сбербанка требовало от предприятий-клиентов перевести все свои финансовые потоки исключительно в Сбербанк, а кроме того — настоятельно рекомендовать своим контрагентам сделать то же самое. По словам руководителя Ставропольского УФАС Владимира Рохмистрова, некоторые требования Сбербанка носили «просто кабальный характер».

— Они предполагают, по сути, вмешательство в хозяйственную деятельность клиента и дают Сбербанку необоснованные преимущества в привлечении дополнительных клиентов, — цитирует чиновника сайт Службы.

Его коллега, начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева, добавила, что «это первое соглашение подобного рода, выявленное российскими антимонопольными органами. Не исключено, что такие соглашения у Сбербанка есть и в других регионах».

Наконец, в 2009-м началось расследование в связи с механизмом приёма платежей за ЖКХ. В ноябре ФАС возбудила дело против Сбербанка, Одинбанка, местных информационно-расчетных центров (ИРЦ) и поставщиков коммунальных услуг в связи с тем, что они заключили соглашение, противоречащее антимонопольному законодательству. Исходя из этого договора, в платёжках за ЖКУ, которые получали потребители, вместо банковских реквизитов были вписаны штрих-коды, а распознать их могла только система Себрбанка и Одинбанка. То есть оплатить коммуналку в других учреждениях местные жители просто не могли.

Смотрите также: