А вот специалисты утверждают: строить автомагистрали дешевле - реально, и химики уже предложили готовое решение - фосфогипс.
Как нам рассказали на подмосковном предприятии «Воскресенские минеральные удобрения», входящем в холдинг «Урaлхим», это вещество образуется при производстве фосфорной кислоты. Но вторичный продукт - ценное сырьё: его используют и в сельском хозяйстве, и для стройматериалов, а теперь и в строительстве автодорог.
Римма Кочеткова, доцент МАДИ, кандидат технических наук, считает, что применять фосфогипс целесообразно: «Из-за дефицита природных материалов и растущих цен на них этот побочный продукт очень актуален при сооружении местных дорог: подъездных, внутрихозяйственных и т. д.».
Материал уже пробовали «пустить под колёса» в советские времена. Но его надо было сделать экологически безопасным, что оказалось слишком сложным, и проект «не пошёл». Сейчас технологию возродили. Теперь подмосковный фосфогипс отвечает нормативным требованиям безопасности: это подтверждают санитарно-эпидемиологические заключения управления Роспотребнадзора, экспертизы по его воздействию на здоровье человека и окружающую среду - по их результатам была доказана безопасность применения материала.
Применять «полезный побочный продукт» стали для основания «дорожных одежд» как минеральный материал, способный самоцементироваться. За счёт обводнения - гидратации - он «схватывается» и по прочности становится сравним с железобетоном. Имея под слоем асфальта фосфогипс вместо песка или гравия, дорожное покрытие становится в разы прочнее.
Сегодня фосфогипс уже пользуется спросом, а, по мнению экспертов, в будущем станет «на вес золота». Представитель одной из земельных компаний, научный сотрудник РХТУ им. Менделеева Олег Неделяев отмечает, что веществу просто суждено найти широкое применение: «Мы активно приобретаем его для строительства автодорог и продолжим это делать - качество сырья нас устраивает».
«Бизнес стремится не только максимально оптимизировать затраты на производство, но и сделать его экологически безопасным, - утверждает гендиректор ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» Мурад Чапаров. - Именно поэтому я убежден, что фосфогипс расширит перспективы дорожного строительства. С одной стороны, это надёжный и недорогой материал, а с другой - он не опаснее речного песка. Всё это позволяет говорить о том, что со временем это вещество вытеснит некоторые традиционные дорогостоящие материалы».
Смотрите также:
- В европейской части России открылся крупнейший спиртовой завод →
- Американская корпорация построит на Дону ещё один завод →
- Импортоопережение: что же значит сей термин диковинный? →