Москва в огне: как бороться с пожарами в городе и за его пределами

   
   

На эти и другие вопросы читателей «АиФ» отвечает Виктор Климкин, генерал-майор внутренней службы, первый замначальника по ГПС Главного управления МЧС России по Москве

Горячее время - зима

Виктор Климкин: - Почему пожаров летом меньше? Всё просто. Как правило, причиной большинства возгораний становится человеческий фактор. Самые страшные пожары, кстати, возникают из-за ерунды. Вышел человек покурить на балкон, бросил окурок, и… может выгореть весь подъезд. Но Москва, как вы знаете, с мая по октябрь остаётся без половины своих жителей: кто-то отправляется в отпуск, детей отсылают на всё лето в лагеря или к бабушкам-дедушкам, кто-то переезжает на дачу. А вместе с ними «переезжают» и пожары. Самые серьёзные случаются, когда дачники, а также рыбаки и охотники начинают жечь сухую прошлогоднюю траву - она горит, как порох. Иногда можно наблюдать, как после такого «баловства» выгорают целые дачные посёлки.

Зато с октября по май в Москве у нас в прямом смысле горячее время. Когда наступают холода, отопление в домах ещё не включено, люди начинают пользоваться всевозможными обогревателями, причём не всегда заводского изготовления. Достают откуда-то старые приборы со спиралями, которые сейчас уже и не производят. К тому же с возвращением людей в городские квартиры возрастает и нагрузка на энергосистему. А многие дома у нас со старой проводкой. Да и с пожарами сложнее справиться зимой - вода замерзает. Это задерживает процесс тушения. Но мы тем не менее справляемся и с этой проблемой. У нас же есть разное специальное оборудование, в том числе и для отогрева замёрзших гидрантов.

«AиФ»: - Да? А говорят, если загорится, например, высотка в Сити, то людей с небоскрёба и снять нечем...

В. К.: - Как это нечем?! У нас есть и 90-метровые, и даже 100-метровые лестницы, которые правильно называть подъёмниками-эвакуаторами. К тому же в высотках есть и специальные противопожарные лифты для подъёма личного состава и оборудования, и отделанные огнеупорными материалами эвакуационные лестницы, куда не проникают ни огонь, ни дым. А вообще я часто объясняю - карабкаться на какой-нибудь 30-й этаж нам тяжело и сложно. Да и погодные условия не всегда позволяют. Если сильный ветер, то лестница и опрокинуться может. Поэтому у нас на вооружении есть вертолёты. Это раньше пользовались всего тремя видами техники -  цистернами, насосами и собственно лестницами. Специальные машины тоже имелись, но в ограниченном количестве. Теперь тушим даже паром. А чтобы спасать людей в условиях плохой видимости, имеем автомобиль для удаления дыма. За 35 лет работы пожарным изменилось всё! И главное, материалы, которые попадают в огонь, совсем другие. Они более токсичные и едкие. Просто водой их уже не потушишь.

Огонь закидаем шариками?

«AиФ»: - Доступны ли москвичам современные индивидуальные средства пожаротушения - самосрабатывающие огнетушители в виде шариков или элементарные устройства, которые можно прицепить за трубу в помещении, чтобы с любого этажа можно было спуститься через окно по тросу?

   
   

В. К.: - Сейчас большое разнообразие всевозможных спасательных устройств. Обязать  иметь их мы не можем, поэтому в высотных зданиях (офисах или гостиницах, а уж тем более в жилых домах), кроме обычных огнетушителей и пожарных рукавов, часто и нет ничего. Те средства, о которых вы говорите, не применяются массово не потому, что люди о них не знают, а потому, что они - недешёвое удовольствие. Судите сами: в организации, располагающейся в многоэтажке, хорошо бы на каждого сотрудника иметь специальный жилет. В случае возгорания его можно надеть, прикрепить карабином к спасательному тросу, спуститься через окно и скользить по верёвке вдоль стены здания на землю. Но… средняя стоимость такого устройства 10-15 тыс. руб. Что касается шариков, начинённых гасящим горение порошком (кстати, цена их - пара тысяч рублей), то они годятся для тушения мелких бытовых возгораний. Всё, что нужно, - это повесить такой в «правильном» месте: перед компьютером, телевизором или над распределительным щитом. И огонь, если что, сам его «найдёт».

Смотрите также: