Как дать дорогу качеству?

   
   

Группа Knauf хорошо известна российским строителям. Это ведущий поставщик материалов, без которых невозможно представить ни одно современное здание в России. Гипсокартон и другие системы для сухого строительства сегодня активно применяют при возведении экономичных индивидуальных домов, за которыми будущее рынка. В планах компании – участие в социальных программах по строительству доступного малоэтажного жилья.

Сегодня группа имеет около 150 предприятий более чем в 40 странах мира. Наш рынок – один из самых перспективных, но есть «подводные камни», которые мешают вести нормальный бизнес. И дело не только в кризисе, из которого по прогнозам г-на Ленга, строительный сектор полностью выйдет к 2013-14 годам.

«Нам придется дважды платить налоги с прибыли своих российских предприятий: России и Германии, - говорит управляющий группы КНАУФ СНГ. – Такие требования появились недавно у немецкой стороны:  если производство начиналось в Германии, а затем было выведено за границу, то налоги с прибыли должны платиться по-прежнему. Государство, мол, не должно терять своего. Но это приводит к двойному налогообложению и сильно ударяет по зарубежному бизнесу».

Решение проблемы, на взгляд г-на Ленга, лежит в политической плоскости, потому что такая ситуация влияет на экономические отношения двух стран, «являясь серьезным тормозом для инвестирования в производство продукции, которая раньше производилась в Германии». По его мнению, российские власти могли бы обратить на это внимание и попробовать договориться с немецкими коллегами о налоговых послаблениях. В интересах же России.

Посетовал управляющий группы и на слишком жесткое российское миграционное законодательство. «У нас в России работает 4680 российских сотрудников и только десять иностранцев, но сложностей возникает немало. Например, чтобы ездить в командировки на предприятия, которые размещаются в 13 регионах, мне нужно получать 13 разрешений на работу в каждом из регионов. Каждый  раз предоставлять новые справки, заново проходить медкомиссию… При этом нотариальные копии медсправок из других регионов не принимаются. Абсурд! Можно подумать, что одна служба не доверяет результатам проверки другой.  При этом по миграционной статистике меня рассматривают как 13 разных иностранных граждан, каждый из которых претендует на квоту. Таким образом, потенциальная возможность потребовать взятку существует как минимум 13 раз».

Одна из важнейших проблем на российском рынке, по мнению г-на Ленга, - подделки.

«Они происходят в промышленных масштабах. Контрафакт представляет угрозу для здоровья и благополучия граждан. Производители подделок не платят налоги, а производственные мощности законопослушных налогоплательщиков простаивают, так как рынок сбыта наводнён контрафактной продукцией.

Наша компания уже на протяжении почти 10 лет самостоятельно борется с подделкой своей продукции. Ежегодно на эту борьбу нами в России расходуются миллионы евро. В результате мы были вынуждены нанять специальное подразделение, которое на регулярной основе стало заниматься мониторингом строительных рынков и магазинов, выявлять места фасовки контрафактной продукции и изготовления поддельных мешков. Но даже при очевидных доказательствах, все зависит от правоохранительных органов, которые имеют соответствующие полномочия на арест, конфискацию контрафакта и так далее. К сожалению, нам иногда прямо заявляют: «А какой наш интерес в этом деле?»

Следующая важная проблема для крупного производителя – «недобросовестная конкуренция».

«Мы на протяжении ряда лет наблюдаем, что продукция конкурентных производителей на порядок дешевле нашей. Основным сырьём для производства гипсокартонных листов - гипсовое вяжущее и облицовочный картон. Наши российские конкуренты закупают оба этих компонента у нас. Поэтому более низкие цены у них не за счет стоимости сырья. Разница может скрываться только в оплате персонала, неуплате налогов, низких капитальных затратах, транспортных расходах... При этом зарплаты на предприятиях конкурентов не  ниже, просто до сих пор частично выплачиваются в конвертах. Капитальные затраты низкие, так как при производстве используется оборудование, которое амортизировано уже на 98% и является экологически опасным.

Другая «лазейка»: в России один и тот же товар можно перевозить по разному тарифу в зависимости от того, как его задекларировать: лист или плита. Если плита, то железнодорожный тариф на 30% ниже. Наши конкуренты, конечно же, называют его плитой. На рынке же этот товар уже становится листом. Наверное некоторым сотрудникам железной дороги такая ситуация тоже выгодна. Иначе бы на наши просьбы «привести эту ситуацию в порядок» уже давно отреагировали».

Сегодня в странах Евросоюза, по словам Герда Ленга, строительство находится на более высоком уровне развития, чем в России, поэтому было бы полезно перенять европейские стандарты по производству стройматериалов и ведению строительных работ.

«О внедрении прогрессивных стандартов западных стран в различных отраслях высказывался и Президент России Дмитрий Медведев. Но основой для роста объемов жилищного строительства не могут быть только бюджетные средства. Необходимо привлечение других источников, в том числе денежных сбережений граждан и привлеченных ими кредитов. У ипотеки в России есть будущее, но весьма трудное настоящее. Несмотря на кажущийся быстрым рост ипотечных кредитов, их доля в общем объеме покупок жилья не превышает 15% в среднем по стране. Ставки ипотечных кредитов (от 15 до 24% и выше) и первоначальный накопительный взнос (от 30 до 50% стоимости квартиры или дома) непомерно высоки. В Германии, Франции ипотека стоит населению от 4%, в Финляндии, Англии – от 6%, в Китае – от 5%, в Туркменистане - 1%»

Цивилизованное развитие ипотеки в России в интересах граждан и кредиторов, по мнению управляющего  группы КНАУФ СНГ,  сможет существенно активизировать жилищное строительство, которое в свою очередь, как локомотив вытянет строительную отрасль, стройиндустрию и рынок недвижимости.

Смотрите также: